Позитивизм и неопозитивизм как первые формы философии науки. Позитивизм и неопозитивизм как первые формы философии науки Сходства различия позитивизма и неопозитивизма

Неопозитивизм - это философская школа, включающая в себя идеи эмпиризма. Данное учение заключается в том, чтобы познавать мир, используя чувственный опыт. И опираясь на логику, рациональность и математику иметь возможность систематизировать полученные знания. Логический позитивизм, как еще иначе называют это направление, утверждает, что если устранить все то, что познать невозможно, то мир будет познан. Неопозитивизм, представители которого в основном проживали в Варшаве и Львове, Берлине, и даже в Соединенных Штатах Америки, гордо несли это звание. После начала Первой мировой войны многие из них эмигрировали на запад Европы и через Атлантический океан, что способствовало распространению данного учения.

История развития

Впервые заговорили о новом направлении Эрнст Мах и С их слов выходило, что неопозитивизм - это синтез метафизики, логики и науки. Один из них даже написал трактат о логике, где подчеркнул центральные положения формирующейся школы:

  1. Наше мышление ограничивается только языком, следовательно, чем больше человек знает языков и чем шире его образование, тем дальше простирается его мышление.
  2. Существует только один мир, факты, события и научный прогресс определяют, как мы его себе представляем.
  3. Каждое предложение отражает весь мир, так как построено по аналогичным законам.
  4. Любое сложное предложение можно разбить на несколько простых, состоящих, по сути, из фактов.
  5. Высшие невыразимы. Проще говоря, духовную сферу нельзя измерить и вывести в виде научной формулы.

Махизм

Этот термин часто употребляют как синоним к определению «позитивизм». Создателями его считаются Э. Мах и Р. Авенариус.

Мах был австрийским физиком и философом, изучал механику, газовую динамику, акустику, оптику и оториноларингологию. Главная идея махизма заключается в том, что опыт должен формировать представление о мире. Позитивизм и неопозитивизм как учения, ратующие за эмпирический путь познания, отвергаются махизмом, основное утверждение которого - философия обязана стать наукой, изучающей ощущения человека. И только так можно получить знания о реальном мире.

Экономия мышления

Неопозитивизм в философии - это новое виденье старой проблемы. «Экономия мышления» позволила бы охватить максимум вопросов при минимуме затраченных усилий. Именно такой прагматичный подход основатели неопозитивизма полагали наиболее приемлемым, логичным и организованным для исследований. Кроме того, эти философы считали, что для ускорения научных измышлений и формулировок описания и объяснения необходимо изъять из них.

Мах считал, что чем проще наука, тем она ближе к идеалу. Если определение сформулировано максимально просто и понятно, оно отражает действительную картину мира. Махизм стал основой неопозитивизма, он отождествлялся с «биолого-экономической» теорией познания. Физика утратила свою метафизическую составляющую, философия же стала лишь способом анализа языка. Так утвердил неопозитивизм. Представители его стремились к простому и экономному понимаю мира, что им отчасти удалось.

Венский кружок

На кафедре индуктивных наук Венского университета сформировался круг людей, желающих заниматься наукой и философией одновременно. Идейным стержнем этой организации был Мориц Шлик.

Дэвида Юма можно назвать еще один человеком, продвигавшим неопозитивизм. Проблемы, которые он считал непостижимыми наукой, как то Бог, душа, и подобные метафизические аспекты, не являлись объектом его исследований. Все члены Венского кружка были твердо убеждены, что вещи, не доказанные эмпирическим путем, являются несущественными и не требуют подробного изучения.

Гносеологические принципы

У "Венской школы" были сформулированы свои принципы познания окружающего мира. Вот некоторые из них.

  1. Все знания человечества основаны на чувственном восприятии. Отдельные факты могут быть не связаны между собой. То, чего человек не может понять эмпирическим путем, не существует. Так родился еще один принцип: любое может быть сведено к простому предложению, основанному на чувственном восприятии.
  2. Те знания, которые мы получаем путем чувственного восприятия, являются абсолютной истинной. Также они ввели понятия истинного и протокольного предложения, что изменило отношение к научным формулировкам в целом.
  3. Абсолютно все функции знания сводятся к описанию полученных ощущений. Неопозитивистам мир представлялся совокупностью впечатлений, сформулированных в простые предложения. Позитивизм и неопозитивизм отказывались давать определения внешнему миру, реальности и другим метафизическим вещам, считая их несущественными. Главной их задачей было составление критериев для оценки индивидуальных ощущений и систематизация их.

Тезисы

Отрицание высших идей и проблем, специфическая форма получения знаний и простота формулировок значительно усложняют такое понятие, как неопозитивизм. Это не делает его более привлекательным для потенциальных приверженцев. Два важных тезиса, которые были краеугольным камнем этого направления, сформулированы так:

Решение любой проблемы требует ее тщательной формулировки, поэтому логика имеет центральное место в философии.

Каждая теория, не являющаяся априорной, должна быть доступна проверке эмпирическими методами познания.

Постпозитивизм

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм - звенья одной логической цепи. Это направление в философии появилось в тот момент, когда ученые поняли, что сформулировать все научные тезисы, основываясь исключительно на невозможно. Одинаково потерпела поражение и попытка исключить из философии метафизику, поднимавшую классические проблемы человека и человечества. Само признание этого факта дало возможность говорить о том, что неопозитивизм - это уже неактуальная система для формулирования научных изысканий. Точной невозврата стала работа Карла Поппера «Логика научного открытия». На первый план вышла логика и критический взгляд на проблему, а что касается науки, то под каждым фактом необходима была долженствующая доказательная база.

Позитивизм и неопозитивизм морально устарели для стремительно развивающегося научного прогресса. Необходим был свежий взгляд и здравый философский подход. Постпозитивизм счел недопустимым разделять науку и философию, отвергается жесткая оппозиция метафизике и другим аспектам области умозрительных заключений. Неопозитивизм в философии - это была возможность логиков захватить власть над умами. Но их сгубила простота и эмпиричность на фоне быстро приближающегося будущего.

Субъективно-идеалистическое направление философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. positivus - по­ложительный) - философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического «метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.

Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором философия противопоставляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», по­строенной по образцу естественных наук науки об обществе - социо­логии . Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объясне­ние, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов (през.12, слайд 3).

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанной с эмпирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать си­лой». Основу его философии - программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика». По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку философия должна основываться только на позитивном научном знании. Конт разработал принципы позитивизма (Презент. 6, слайд 3) и предназначение новой философии. Предназначение философии - разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умо­зрительными. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона (Презент. 6, слайд 4):

1) «Закон трех стадий развития ума»;

2) «Закон классификации наук».

В первом законе ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй - апеллирует к абстрактным сущностям, на третьей - наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходимость распределения их по степени сложности.

1. Аналитические - изучающие явления в неорганической приро­де (физика, неорганическая химия).

2. Синтетические - объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).

3. Социология - призвана изучать социальные законы.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжате­лем его идей стали английские философы Д. Стюарт Миль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

Одна из заслуг позитивистской методологии - выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии. Методология позитивизма оказа­ла сильное влияние на развитие социальных исследований.

В ХХ в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма . Отличитель­ной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания.

Неопозитивизм - это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм . В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872-1970) (през.12, слайд 4), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Карл Поппер (1902-1994) и др. (Презент. 6, слайд 5).

Началом истории неопозитивизма считают деятельность Венского кружка (1920г.).

В предыдущей лекции было сказано о том, что философская программа позитивизма в целом не оправдала себя, позитивистские построения на определенном этапе вызвали серьезную критику. Однако позитивистские замыслы не ушли в небытие, а сохранялись на протяжении ХХ века в регулярно коренным образом трансформирующемся виде.

Новая форма позитивизма стал неопозитивизм. Он, в целом, сохраняет главные позитивистские устремления, развивая их на материале естественных наук первой половины ХХ века. Противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма считали, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Традиционные философские вопросы объявлялись бессмысленной метафизикой на том основании, что они формулируются с помощью терминов, которые являются псевдо-понятиями, так как их определения не допускают какой-либо опытной проверки (например, “абсолют”, “субстанция”). Именно условие обязательной опытной проверяемости знания стало основанием для введения принципа верификации – установления истинности всех суждений, претендующих на научный статус. В отличие от первого позитивизма (Конт, Спенсер, Милль), неопозитивизм видел задачу не в систематизации и обобщении данных конкретных наук, а в деятельности по анализу языковых форм знания.

Предметом философии, по мнению неопозитивистов, должен быть язык, и прежде всего язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Метафизика теперь рассматривается не просто как ложное учение, к как лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Большую роль в становлении неопозитивизма сыграл английский ученый Бертран Рассел. Основные идеи неопозитивизма формировались в рамках деятельности так называемого Венского кружка, главными представителями которого были Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рудольф Карнап. К кружку примыкал также Людвиг Витгенштейн.

Философия Бертрана Рассела (1872-1970) в значительной мере является попыткой соединить два различных принципа – принцип эмпиризма, согласно которому все наше знание происходит из опыта, и убеждение, традиционно считающееся рационалистическим, в том, что логика составляет сущность философии. Иными, словами, Рассел стремился соединить некогда абсолютно антагонистические теоретико-познавательные замыслы Р. Декарта и Ф. Бэкона.

На определенном этапе Рассел предпочитал называть свою концепцию в философии логическим атомизмом , который исходит из того, что все сложные явления сводимы путем анализа к простым качествам, обозначаемыми своими логическими именами. Рассел говорил, что “мир содержит факты, которые являются тем, чем являются, независимо от того, что бы мы о них ни думали”. Логический атомизм Рассела требует, чтобы элементы атомарных предложений познавались, сохраняя свою логическую независимость. Это познание должно быть основано на чистом опыте, без примеси вывода. Из этих простых элементов как из кирпичиков строится все научное знание. Понятно, что такое знание весьма схематично и ограниченно, но в этом обстоятельстве – день идее создания “чистого”, формально-логически безукоризненного языка науки.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) – ученик и сотрудник Рассела; на поздних этапах, однако, они вели между собой ожесточенные споры. В то время как Рассел рассматривал логику как науку о законах мышления, Витгенштейн видит в ней форму самой реальности. Логика поэтому не просто наука среди других наук, а такая наука, которая имеет абстрактный и окончательный характер.

Факты, которые представляют предложения, по мнению Витгенштейна, являются возможными фактами. Он описывает такие возможные факты как “атомарные”, и эти факты делают предложения истинными или ложными. Предложение истинно, если определенные атомарные факты существуют, и ложно если они не существуют. Истинность сложного предложения определяется значением истинности его компонентов. Все это напоминает рассуждения Рассела.

Витгенштейн говорит о предложениях этики, эстетики, религии, метафизики как о бессмысленных, потому что они используют язык в тех сферах, где он бессилен, ибо пытается передать невысказываемое . Подвластны языку лишь положения естествознания, так как здесь логическое может иметь фактуальное соответствие. Таким образом, Витгенштейн стремится дать строгое разграничение тому, что выразимо в языке и что невыразимо. Он пишет: “Правильный метод философии в действительности был бы следующим: ничего не говорить за исключением того, что может быть сказано, т.е. предложений естествознания, т.е. того, что не имеет ничего общего с философией, и затем тогда, когда кто-нибудь хочет еще сказать нечто метафизическое, демонстрировать ему, что он не в состоянии придать смысл определенным знакам в его предложениях”.

Следует заметить, что при всех находках и завоеваниях неопозитивистов, при всем непреходящем значении некоторых идей Рассела и Витгенштейна, программа неопозитивизма по созданию абсолютно адекватного языка науки оказалась нереализуемой. Устранение метафизических высказываний даже из естественнонаучных теорий оказалось невозможным без ущерба для этих теории, а фактически – их полного разрушения. Полная формализация языка и научной теории оказались утопией, а принцип верификации – действующим в значительной степени избирательно.

В 60-е годы, когда основные идеи неопозитивизма были поставлены под сомнение, формируется новый взгляд на науку и соответственно новый этап позитивизма – постпозитивизм. Постпозитивизм отходит от ориентации на логический анализ языка науки и обращается к проблеме исторического развития научного знания.

Карл Поппер поставил скромную, по сравнению с замыслами предшествующих позитивистов, задачу отделения (демаркации) научного знания от философии. Впротивовес принципу верификации он обосновывает для этой цели принцип фальсификации , согласно которому любое научное знание, в отличие от философского, принципиально опровержимо. Фальсифицируемость научных утверждений не является их негативной характеристикой – она указывает на процесс постоянного уточнения знаний, их смены более адекватными и близкими к истине. Утверждения же философии подчиняются принципиально иным законам.

Томас Кун развивает так называемую парадигмальную концепцию науки, согласно которой развитие науки подчинено не внутренней логике исследуемого предмета и не методологическим принципам исследования, а деятельности и конкуренции научных сообществ. Кун выделяет два наиболее важных момента в процессе развития науки: этап “нормальной науки” (осваивающей действительность в рамках некоторой парадигмы, образца) и этап “научной революции” (когда старая парадигма исчерпана и в ходе конкуренции научных сообществ выдвигается новая).

Пол Фейерабенд выдвигает концепцию “анархистской эпистемологии”, согласно которой развитие науки полностью подчинено произволу исследователей, наука при этом выступает не способом познания действительности, а всего лишь сферой деятельности (времяпровождения) ученых. На этом основании Фейерабенд предлагает науку как идеологию научной элиты лишить центрального места в обществе и уравнять в правах с религией, магией, мифом.

Сегодня, однако, построения постпозитивистов – также ушли в прошлое. Но наука остается важнейшим социальным институтом, и почва для новой фазы позитивизма – далеко не утрачена.

Федеральное агентство по образованию

Пензенская государственная технологическая академия

Кафедра философии

Контрольная работа по философии

ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОТИВИЗМ, постпозитивизм. Прагматизм

Выполнил: студент группы 10ЭП2ЗИ

Кулагина Марина Сергеевна,

проживающий по адресу

ул. Ладожская 5-169, тел.:728112

Проверил: к.и.н., доцент кафедры философии

Дорошин Борис Анатольевич

Пенза, 2010

Введение………………………………………………………………………….……..3

    Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм ……………………………..…4

1. 1. Классический позитивизм………………………………………………....7

1.2. Махизм, или эмпириокритицизм………………………………………..…9

1.3. Неопозитивизм и постпозитивизм………………………………………..11

    Прагматизм …………………………………………………………………..…14

Заключение…………………………………………………………………………….16

Библиографический список ……………………………………………………….…17

Введение

К середине XIX в. западноевропейская философская мысль оказалась в глубоком кризисе. Он был обусловлен в первую очередь разложением гегелевской философской школы и в меньшей степени затронул иррационализм и позитивизм, которые получили широкое распространение в Западном мире XX века.

XX век на Западе стал веком неопозитивизма и прагматизма (позитивизма), философии жизни, психоанализа, неофрейдизма и экзистенциализма (иррационализма).

Основные проблемы позитивизма – соотношение бытия и мышления, проблемы мироздания. В рамках позитивизма предполагается решение проблем мироздания не с помощью философского (умозрительного) подхода, а методами естественных наук и данными конкретных опытов. Именно эти сведения назывались положительными, позитивными.
Тема данной работы актуальна в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Целью работы является изучение темы "Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Прагматизм" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели была поставлена следующая задача - изучить теоретические аспекты и выявить природу "Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Прагматизм."

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм". Определяются основные понятия "Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм".

В главе второй рассмотрены содержание и современные проблемы "Прагматизма".

    Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм

Позитивистский стиль мышления - это мировоззрение, которое широко распространилось в западных странах в XIX-XX вв.

Основателем позитивизма является выдающийся французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Главные принципы этой концепции изложены в его работе «Курс позитивной философии» (1830-1842). Само слово «позитивизм» Конт вводил, формулируя так называемый «закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий». Согласно закону трех стадий, человеческое познание прошло три ступени развития:

1) теологическую (религиозную);

2) метафизическую, или отрицательно разумную;

3) позитивную, или положительно разумную.

На первой стадии разум пытался ответить на традиционные мировоззренческие вопросы с помощью религии. Однако религиозные представления не позволили понять глубинную природу реального мира и разрешить эти проблемы. Поэтому на второй стадии своего развития разум обратился от религии к науке и попытался понять мир с помощью философии (по терминологии Конта - «метафизики»). «Метафизика, как и теология, - писал французский мыслитель, - пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений». Однако философия тоже не справилась с задачей понять природу мира, человека и разрешить старые мировоззренческие проблемы (О. Конт полностью разделял мнение И. Канта о непознаваемости мира вещей в себе). Только на третьей, позитивной, стадии человеческий разум выработал действительно научный, рациональный подход к миру: «наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в его младенческом состоянии, и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения». Иными словами, мировоззренческие проблемы Конт считал неразрешимыми. Задача философии - заниматься областью «действительного наблюдения», т. е. упорядочивать и классифицировать знания, добытые другими науками, избегая при этом традиционных для философов прошлого мировоззренческих обобщений. Позитивистский стиль мышления состоит, таким образом, в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решением частных, сиюминутных задач, возникающих в познании и практической деятельности общества. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функцию.

Позитивистское мировоззрение довольно популярно в современном мире. Многие люди, живущие в индустриально развитых странах, ориентируются именно на позитивистскую систему ценностей. Они исходят из того, что глобальные и мировоззренческие проблемы не имеют никакого отношения к их повседневной деятельности. В самом деле, для того чтобы работать на компьютере в офисе, на станке на заводе, торговать в магазине или доить коров у себя на ферме, казалось бы, совсем не обязательно размышлять о возникновении Вселенной, существовании бога или будущем, которое ожидает человечество. Однако у сторонников других философских учений позитивистская концепция познания и человеческой деятельности вызывает серьезные возражения. В действительности любые действия и решения человека осознанно или неосознанно опираются на философско-мировоззренческие идеи, уйти от которых никому не удается. Так, можно верить или не верить в существование бога, но невозможно никак не относиться к религии. У каждого человека вырабатывается какое-то свое отношение к идее бога, религиозным учениям, к верующим и не верующим в них людям. За любыми человеческими поступками стоит та или иная система ценностей, представлений о себе, о других людях, о возможностях человека, о цели и смысле его деятельности. Взгляды на человека и общество, в свою очередь, глубоко связаны с представлениями о природе и мире культуры.

Социальная философия О. Конта отразила стремление широких слоев населения Европы к преодолению общественных конфликтов. Мыслитель считал, что в обществе существуют четыре класса: представители научного, философского и эстетического видов деятельности (1), предприниматели, банкиры и торговцы (2), земледельцы (3) и рабочие (4). Подчинение одних классов другим вполне естественно, так как закономерно вытекает из сложившегося в обществе разделения труда. Люди обладают врожденной склонностью руководить или повиноваться. Эти индивидуальные склонности гармонируют со всей системой общественных отношений, поэтому разделение классов на господствующие и повинующиеся неизбежно и полезно. Классовая борьба только вредит социальному организму. В этом позитивизм коренным образом разошелся с марксизмом, считающим борьбу классов главным двигателем общественного прогресса, «локомотивом истории». Бесконфликтная теория общественного развития О. Конта формировалась под влиянием классика утопического социализма графа Сен-Симона (1760-1825), у которого Конт с 1817 г. работал личным секретарем. Оба хотели видеть формирующееся индустриальное общество справедливым и организованным на научной основе. Одним из главных способов совершенствования общества Конт считал создание новой религии, поклоняющейся не богу, а Человечеству. Эта религия предлагает каждый день поклоняться одному из великих людей прошлого. Один месяц поклоняются великим ученым, другой - великим писателям и т. д. Приблизительно в это же время аналогичную попытку усовершенствовать общество с помощью новой религии предлагал предпринять Л. Фейербах. В России похожее движение по созданию новой, марксистской религии основала в начале ХХ в. группа социал-демократов во главе с А. В. Луначарским (так называемое богостроительство).

Позитивизм прошел три главные стадии развития:

1) классический позитивизм;

2) махизм, или эмпириокритицизм;

3) неопозитивизм и постпозитивизм.

1. 1. Классический позитивизм

Крупнейшими представителями классического позитивизма помимо О. Конта являются известные английские ученые Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903). Г. Спенсер попытался разработать учение об эволюции, основанное на простом описании наблюдаемых фактов. Однако отказ от масштабных теоретических обобщений не давал возможности раскрыть и объяснить глубинные механизмы процессов развития.

Вторая стадия позитивизма имеет два названия: махизм - от фамилии известного австрийского физика Эрнста Маха (1838-1916) и эмпириокритицизм - от слов «эмпирия» - опыт и «критицизм» - критика. Создатели и наиболее крупные представители этой философской концепции - Э. Мах, швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896) и выдающийся французский математик Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912).

Эмпириокритицизм разработал программу критической переоценки человеческого опыта, т. е. попытался создать новую теорию познания. Это учение возникло на рубеже XIX-XX вв. в эпоху кризиса в физике, связанного с переосмыслением наиболее фундаментальных понятий физической науки и ее философско-мировоззренческих оснований. До конца XIX в. считалось, что все физические явления описываются законами классической механики, разработку которой завершил еще И. Ньютон (1643-1727). Но открытие делимости атома, радиоактивности, электромагнитного поля, дефекта массы, постоянства скорости света по отношению к любому наблюдателю привели к неизбежному выводу: классическая механика не способна объяснить многие явления природы. Ее законы действуют не везде. Ситуация осложнялась тем, что вся естественнонаучная картина мира была основана на классической механике. У ученых возник вопрос: может ли наука осмыслить новые физические открытия и найти законы, объясняющие непонятные явления? Какой должна стать новая фундаментальная физическая теория?

Эрнст Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания. В основу его подхода были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В развитой науке всякие объяснения излишни - из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий. Согласно Маху, мыслить экономно означает наиболее просто, минимальными теоретическими средствами описывать исследуемые наукой явления, которые есть продукт познающего субъекта, возникающий в его опыте. В этом махисты повторяют подход классиков субъективного идеализма Дж. Беркли и Д. Юма, считавших, что «тела есть комплексы ощущений», а не материальные объекты, существующие независимо от человеческого сознания. Мах считал, что возникающие в результате объяснения реальности фундаментальные физические понятия (пространство, время, движение, сила и др.) субъективны и плохо отражают свойства вещей. С точки зрения махистов, сведение задач науки к простому описанию ощущений позволит преодолеть кризис, возникающий при попытках дать объяснения физическим процессам. Поэтому Мах полагал, что наука должна рассматривать мир как набор «нейтральных элементов» - своеобразных «ничьих ощущений». То, что мы называем материальными предметами, было бы корректнее считать только «комплексами элементов». Введение в науку понятия материального тела Мах считал излишним, так как это нарушает принцип экономии мышления.

1.2. Махизм, или эмпириокритицизм

Анри Пуанкаре и ряд других ученых попытались преодолеть кризис в физике с помощью так называемого принципа конвенционализма (от лат. conventio - соглашение). Принцип конвенционализма - это утверждение, что в основе математических и естественнонаучных теорий лежат соглашения («конвенции») между учеными. Законы природы нежестки, аморфны, неопределенны. Поэтому ученые могут по-разному описывать одно и то же событие и по-разному формулировать проявляющиеся в нем законы. Формулировка закона природы зависит не столько от объективных свойств вещей, сколько от решений научного сообщества, которое руководствуется соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т. п. Пуанкаре по сути повторял идеи И. Канта, считавшего, что вещи в себе непознаваемы, а мир явлений, который доступен человеческому сознанию, этим же самым сознанием и создан.

Наиболее аргументированная критика махистов содержится в основной философской работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Соображения удобства и элемент условности, «соглашения» между учеными действительно присутствуют в науке. Однако они влияют только на форму изложения знаний, а не на содержание законов природы. История науки доказывает, что одни и те же законы, действительно, можно сформулировать по-разному, в более удачной или в менее удачной форме, но реальные природные процессы никак не зависят от нашего способа их описания. В этом смысле факты и законы природы обладают по отношению к ученому принудительной силой.

Принцип экономии мышления также отражает реальные требования научного метода познания. Еще английский схоласт Уильям Оккам (ок. 1285-1349) сформулировал методологический принцип, получивший название «бритва Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости». Смысл этого требования состоит в том, что в познании необходимо стремиться к простым и ясным объяснениям, отбрасывая идеи, не поддающиеся проверке на опыте и не являющиеся интуитивно достоверными. Оккам призывал доверять только эмпирическому познанию. Идея экономии мышления Э. Маха воспроизводила подход Оккама в условиях современной науки. Действительно, в физике, математике, да и в гуманитарных науках ценится простота, стройность и логичность научной теории. Требование «ясности и отчетливости» предъявлял к науке еще Р. Декарт. Однако предложенная Махом интерпретация этих методологических правил вызывает принципиальные возражения. Главное требование к знанию - все-таки не простота, а истинность. Если теория искажает реальные свойства и отношения вещей (отказываясь, например, от понятий тела или материи), то никакая простота и логичность построения не смогут вернуть ей истинность. В действительности «экономна» та теория, которая правильно, объективно отражает материальный мир.

Махистская интерпретация законов физики не позволила ее сторонникам создать новую фундаментальную физическую теорию. Эрнст Мах, Анри Пуанкаре и Альберт Эйнштейн независимо друг от друга вывели основные формулы теории относительности. Однако Мах и Пуанкаре подходили к ним с позиций конвенционализма и рассматривали эти формулы как одно из возможных описаний физических процессов, которое ничем не хуже и не лучше любых других описаний. Альберт Эйнштейн, наоборот, опирался на традиции рационализма Декарта и европейского материализма XVII-XIX вв. Он попытался интерпретировать полученные формулы как описание реальных физических процессов, не зависящих от мнений и соглашений ученых. Этот подход позволил Эйнштейну создать новую фундаментальную физическую теорию - теорию относительности, которая до сих пор признается физиками наиболее полной и обоснованной.

      Неопозитивизм и постпозитивизм

На третьем этапе развития позитивизма возникло несколько философских школ, которые объединяют одним названием - неопозитивизм. К этому направлению относятся логический позитивизм, лингвистическая философия, критический рационализм, а во второй половине XX в. на их основе сложился постпозитивизм. В неопозитивизме сохранилось узкое понимание предмета философии - она по-прежнему сводится к теории познания (гносеологии). По мнению неопозитивистов, философия должна изучать язык науки как способ выражения знания, а также деятельность человека по анализу этого знания и его выражения в языке. Для анализа научного знания неопозитивисты использовали наряду с принципом конвенционализма два других основных методологических принципа - верификации и фальсификации.

Верификация (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - это проверка истинности знания на опыте. Принцип верификации ввели создатели логического позитивизма - члены так называемого Венского кружка. Его главные представители - Мориц Шлик (1882-1936) и Рудольф Карнап (1891-1970). Метод верификации состоит в попытке свести все знание к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью своих органов чувств. Именно такая проверка дала бы полное подтверждение (или опровержение) истинности той или иной научной теории. Простейшие высказывания, которые легко проверить в эмпирическом опыте, получили название протокольные предложения. К ним были отнесены предложения, фиксирующие чувственный опыт субъекта, например: «Сейчас я вижу зеленое», «Здесь я чувствую теплое» и т. п. Но программа проверки истинности современных научных теорий путем верификации оказалась невыполнимой. Во-первых, индивидуальный чувственный опыт отдельного человека оказался слишком субъективен - разные люди по-разному воспринимают одни и те же явления. Получалось, что каждый субъект имеет свою собственную науку и принимает лишь те научные положения, которые согласуются с его личным опытом. Во-вторых, наиболее сложные и абстрактные разделы научного знания оказалось вообще невозможно свести к протокольным предложениям.

Следующий принцип, предложенный для проверки истинности знания, - принцип фальсификации (от лат. falsus - ложный и facio - делаю) - был введен классиком неопозитивизма английским философом Карлом Поппером (1902-1994). Свое учение он называл критическим рационализмом. Принцип фальсификации в некотором смысле противоположен принципу верификации и означает своеобразную проверку знания даже не на истинность, а на ложность. Верификация общих утверждений признается невозможной: так, никакие наблюдения не подтвердят утверждение: «Все лебеди белы». Число наблюдений всегда конечно, и всегда остается возможность встретить когда-нибудь черного лебедя. Но единственное наблюдение черного (или другого не белого) лебедя сразу и абсолютно достоверно опровергает (фальсифицирует) утверждение, что все лебеди белы. Таким образом, достоверное подтверждение (верификация) знания невозможно, но зато возможно его абсолютно достоверное опровержение (фальсификация). В самом деле, для гарантированного опровержения утверждения, что все лебеди белы, достаточно одного опровергающего примера (так называемого контрпримера). Знания, которые до настоящего момента не опровергнуты, следует, по Попперу, рассматривать как истинные. Однако при этом надо помнить, что их истинность всегда остается недоказанной, гипотетичной. В любой момент может появиться фальсифицирующий пример, и мы будем вынуждены признать данное положение ложным. Критерием научности, осмысленности любого положения считается его принципиальная фальсифицируемость, проверяемость. Из-за ограниченности технических средств мы не можем в данный момент фальсифицировать, например, утверждение о температуре вещества в центре Луны, но в будущем это должно стать технически возможным. Поэтому утверждение «температура в центре Луны равна X градусов по Цельсию» принципиально фальсифицируемо и является научно осмысленным.

Применение принципа фальсификации к науке XX в. заставило К. Поппера и его последователей внести в свою концепцию ряд уточнений. Первоначальное понимание фальсификации - так называемый наивный фальсификационизм - требовало, чтобы опровергнутые опытом гипотезы немедленно отбрасывались и заменялись новыми. Однако оказалось, что реальные механизмы развития научного знания действуют намного сложнее. Их изучение привело к выработке концепции усовершенствованного фальсификационизма, в которой проблема проверки истинности знания разрешается гораздо тоньше. Теперь признается, что единственный опровергающий пример должен вести не к простому отбрасыванию научной теории, а к ее дальнейшему анализу и уточнению. Во всех областях знания, как правило, конкурируют несколько теорий, которые могут сравниваться по глубине и степени правдоподобия. Эту проблему подробно исследовал наиболее известный ученик К. Поппера Имре Лакатос (1922-1974) в фундаментальной работе «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Он полагал, что «никакой экспериментальный результат не может убить теорию: любую теорию можно спасти от контрпримеров посредством некоторой вспомогательной гипотезы либо посредством соответствующей переинтерпретации ее понятий». Охарактеризовать как истинную можно, строго говоря, даже не отдельную теорию, а только целый ряд, последовательность сменяющих друг друга научных теорий. «Такая последовательность теорий, - писал И. Лакатос, - является теоретически прогрессивной, „если каждая новая теория имеет какое-то добавочное эмпирическое содержание по сравнению с ее предшественницей, т. е. предсказывает некоторые новые, ранее не ожидаемые факты». Теория может считаться опровергнутой (фальсифицированной) только тогда, когда будет построена новая, более полная и точная теория.

    Прагматизм

Другое направление новейшей западной философии - прагматизм (от греч. pragma - дело, действие). Как и позитивизм, он критиковал классическую философию за ее абстрактность и оторванность от жизни. Крупнейшие представители прагматизма - американские философы Чарльз Пирс (1839-1914), Уильям Джемс (1842-1920) и Джон Дьюи (1859-1952), создатель инструментализма, являющегося новейшей версией прагматизма.

Задача прагматизма - создание философской системы, основанной на понимании практического действия (а не теоретических рассуждений) как главной формы жизнедеятельности человека. Прагматизм не исследует, как устроен окружающий мир, а старается определить, как человеку наилучшим способом устроиться в нем. Философия объясняет человеческие действия и должна разрабатывать общие методы для решения практических задач, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях.

Родоначальник прагматизма Ч. Пирс отождествлял окружающую реальность с человеческим опытом. Процесс познания - это движение от сомнения в правильности своих действий к твердой устойчивой вере, направляющей действия человека на достижение цели. Сомнение является исходным моментом в познании, состоянием беспокойства. Главной целью познания становится избавление от сомнений и достижение устойчивого верования. Верование Ч. Пирс рассматривал как способность определенным образом действовать для достижения успеха. Успех закрепляет веру, а человеческие знания являются только орудием для успешного действия. Несколько упрощенно суть прагматизма выражают в краткой формуле: «Истинно то, что полезно». Иными словами, признавать какие-либо идеи истинными следует в том случае, если это приносит человеку непосредственную практическую пользу. Такой подход делает ненужными сложные процедуры проверки истинности знания, предложенные позитивистами, но при этом разрушает фундаментальный принцип научного исследования - стремление к истине.

Ч. Пирс разработал несколько методов достижения устойчивого верования, которое ведет к успеху:

1. Метод упорства. Человек должен непоколебимо придерживаться однажды принятых взглядов, отрицая любую критику и сохраняя убежденность в своей правоте.

3. Научный метод. Верования людей должны быть подкреплены некими внешними для сознания силами. Следует признать гипотезу существования внешних объектов, так как это создает фундамент для устойчивого, единообразного верования, объединяющего всех людей.

Заключение

К середине XIX в. западноевропейская философская мысль оказалась в глубоком кризисе. Он был обусловлен в первую очередь разложением гегелевской философской школы и в меньшей степени затронул иррационализм и позитивизм, которые получили широкое распространение в Западном мире XX века. XX век на Западе стал веком неопозитивизма и прагматизма (позитивизма), философии жизни, психоанализа, неофрейдизма и экзистенциализма (иррационализма).

В целом можно сделать вывод, что позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм выступили в качестве философии науки (преимущественно естествознания) и поставили ряд актуальных проблем развития научного познания. В то же время предложенные решения этих проблем далеко не бесспорны и вызывают постоянную критику представителей других философских направлений.

Можно заметить, что все приведенные идеи широко распространены и пропагандируются в американской литературе, кинематографе, в речах политических деятелей. Прагматизм является наиболее популярной в США философской концепцией, вошедшей в мировоззрение и повседневную жизнь миллионов людей. Его идеи переплетаются с учениями распространенных в Северной Америке протестантских церквей. Протестантские религии также ориентируют человека на упорный труд и достижение успеха, которому должна способствовать религиозная вера.

Библиографический список

    Ахиезер А.С. Философская основа социокультурной теории и методологии//Вопросы философии. - 2000. - №9.

    Барулин В.С. Социальная философия. - М.: ФАИР-Пресс, 2000. - 560 с.

    Закомлистов А.Ф. Процедура истины в юриспруденции // Юридическая наука и развитие российского государства и права. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Пермь, 2002.

    Каратини Р. Введение в философию/Под ред. В.П.Пазиловой; Пер. с фр. Г.С.Ливановой. М.: ЭКСМО, 2003.

    Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М.: Филологическое общество «Слово», 1999.

    Основы философии. Учебное пособие для вузов./ Отв.ред. Е.В. Попов М. 1997.

  1. Рассел Бертран История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Изд. 3-е, стереотип. – М.: Академический проект, 2000.

    Позитивизм Позитивизм (франц. positivisme, от лат. ... Венский кружок, Логический позитивизм , Аналитическая философия). Неопозитивизм , уходя от решения... начало постпозитивизму , был критический рационализм Карла Поппера. Выступая против неопозитивизма Венского...

Еще в конце 19 – начале 20 века в западной философии оформляется позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль и др.), высказавший идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию.

Так, О.Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на самою себя, свершившимся фактом. В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19 – 20 веках, а также необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание.

Так называемый «второй позитивизм» (эмпириокритицизм - Мах, Авенариус) претендовал на создание абсолютно новой философии, основанной на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые в одной связи выступает как физические, в другой – как психические. Так же и содержание опыта описывается как нейтральное – ни материальное, ни идеальное, и представляет в конечном итоге поток ощущений. Эмпириокритицизм объявляет себя философией естествознания ХХ века.

Дальнейшее развитие позитивизма связано с формированием неопозитивизма (Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель - Л. Витгенштейн), позднее, со становлением постпозитивизма – Т.Кун, К.Поппер, И. Лакатос и др.

Главной своей задачей неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается наука. Это:

Принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта),

Принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.),



Принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис – физику).

Аналитическая философия во главу угла ставит изучение языка (стихию языка), центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача – осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д.Мура, неопозитивизм сближается с аналитической философией и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка.

Аналитическая философия и постпозитивизм в своих рамках сформировали интересную и плодотворную философию науки. Здесь приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Утверждается, что развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Революции в науке, согласно идеям Куна, являются сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости (верифицируемость) и опровержимости (фальсифицируемость).