Основные принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Рационально-эмотивная терапия

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Продолжая речь о когнитивной психологии и психотерапии, также следует отметить разработки и другого ее представителя - Альберта Эллиса. Как и Бек, Эллис придавал большое значение именно когнитивной сфере человека, которая полностью игнорировалась популярным в то время поведенческим подходом в терапии.

В 1955 г. Альберт Эллис предложил новый вид терапии, который назвал рациональная терапия. Он хотел подчеркнуть то, что в основе наших психологических проблем лежат не столько конкретные события, сколько наши иррациональные установки, иррациональные убеждения, которые мешают нам принимать жизнь такой, какая она есть. В 1961 г., усовершенствовав и дополнив свою терапию, Эллис дал ей новое название - рационально-эмоциональная терапия, сокращенно РЭТ. Под таким названием она используется по сей день, хотя сам Эллис в 1993 г. еще раз переименовал ее в рационально-эмоциональную поведенческую терапию, или РЭПТ, подчеркивая тем самым важность внимания к реальному поведению клиента, что позволяет отнести ее как к поведенческой, так и к когнитивной психотерапии. Новое название так и не прижилось, и несмотря на то что сейчас применяется в работе последний вариант терапии, ее называют прежним именем - РЭТ.

Если поведенческая терапия стремится изменить поведение путем трансформации внешних условий, то РЭТ видит свою задачу в изменении эмоций, а затем и поведения, через преобразование мыслей. Суть концепции РЭТ можно отразить в схеме: А-В-С, где А - activation event - возбуждающее (активирующее) событие; В - belief system - система убеждений; С - emotional consequence - эмоциональные последствия. Кажется, что эмоция следует сразу за активирующем событием, однако Эллис считал, что между ними обязательно находятся мысли и убеждения человека. Тревога и другие негативные эмоции инициируются иррациональными когнициями. Эллис полагал, что такие иррациональные мысли и убеждения необходимо рассматривать и разоблачать рациональным мышлением. Это поможет преодолеть их и провоцируемые ими негативные чувства.

Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные (или описывающие) - представляют собой относительно объективную информацию о реальности, оценочные - выражают отношение человека к воспринятому. Последние связаны разной степенью жесткости: оценочные когниции бывают близкими к реальности и весьма далекими от нее. Последние Эллис называл иррациональными суждениями, которые включают такие ошибки, как неправильные выводы, абсолютизация, преувеличение, упрощение и т.п.

Одной из задач терапии Эллиса является разделение негативных чувств, эмоций и убеждений, которые периодически присутствуют у любого человека, на рациональные и иррациональные. Иными словами, есть события, которые по своей сути должны вызывать грусть, печаль, некоторую неудовлетворенность, это нормальная реакция здорового человека. Но иногда переживания возникают на основе иррациональных убеждений, например, когда человек страдает из-за того, что, поставив себе неосуществимые цели, не может достичь их, или потому, что не может принять реальность такой, какая она есть, мучается тем, что ничего невозможно изменить. Чувства с такой основой не помогают решению проблем. Следует отметить, что понятие «иррациональное» Эллис употреблял не в смысле патологии. Он называл рациональным то, что помогает человеку достигать цели, которые ему реально нужны, а иррациональным - все то, что препятствует этому, и мешают именно определенные убеждения - «когниции».

К иррациональным убеждениям Эллис в первую очередь относил абсолютистские когниции. Это различные долженствования - категоричные и негибкие, когда человек воспринимает мир через понятия «должен», «необходимо». Для одних это «должен - не должен» распространяется на себя и ближайший круг общения, для других - и на дальний, для третьих - вообще доходит до экзистенциального уровня, что в мире все не так и должно быть иначе. Эллис считал, что важнейшим моментом обретения душевного здоровья является отказ от абсолютизации - «должен» необходимо заменить на «надо бы», «хорошо бы», «хотелось бы». То есть смягчить жесткость требований к себе, другим, окружающей действительности, которые загоняют человека в нестерпимость внутреннего дискомфорта и создают такой же нестерпимый дискомфорт другим. Вместо того чтобы быть приятным, человек во все стороны выпячивает свои жесткие углы и потом удивляется, что к нему никто не приближается. Все потому, что об эти углы можно обрезаться и удариться.

Иррациональные идеи ведут к негативным эмоциям (к депрессии, тревоге, гневу, чувству вины), которые серьезно препятствуют осуществлению целей. Они лежат в основе дисфункционального поведения, такого как уход от решения, привычка откладывать на потом, алкоголизм и т.п. При этом когниции создают программы самореализующихся пророчеств вследствие постоянного упражнения и подкрепления, т. е. возникает замкнутый круг - негативное суждение вызывает негативную эмоцию, а та подтверждает негативное суждение, типа «все плохо».

Большое внимание Эллис уделял первому (установочному) знакомству психотерапевта с пациентом.

Вот примерная инструкция психотерапевта РЭТ:

«Терапия, которую мы начинаем, направлена на то, чтобы обучить вас управлять своими эмоциями и избавиться от отрицательных переживаний. На первых этапах работы вам будет предоставлена возможность понять способы, с помощью которых вы создали свои негативные чувства. Вы сможете также изменить эти способы и тем самым испытывать другие, позитивные эмоции. Все это потребует от вас активности в работе как здесь, так и дома, поскольку терапия предполагает выполнение домашних заданий, прослушивание аудиозаписей, чтение специальной литературы. Я не маг и волшебник, который мгновенно избавит вас от проблем. Я могу быть гидом, который поможет вам пройти дорогу к желаемой цели» (Федоров А.П., 2002).

Надо сказать, что Эллис не разделял мнение представителей роджерианской гуманистической терапии о решающей роли эмпатийной поддержки без активного вмешательства терапевта. Эллис был согласен, что клиента необходимо принимать таким, какой он есть, но считал, что это, однако, не должно исключать уместную активность психотерапевта, который может в случае необходимости критиковать пациента, разоблачать его ошибочные суждения. Эллис полагал, что некритическое доброжелательное принятие пациента закрепляет его проблемы, как это нередко бывает в семье. И особенно активно рекомендовал нападать на самотиранию долженствования, когда пациент загоняет себя в стресс и тревоги завышенными требованиями к себе и окружающим.

На основании большого практического опыта Эллис дифференцировал подходы к пациентам разного типа. Так, он рекомендует избегать излишне дружелюбного, эмоционально заряженного стиля взаимодействия с «истеричными» пациентами; излишне интеллектуального стиля с «обессивно-компульсивными» пациентами; излишне директивного стиля с людьми, чье чувство автономности легко пошатнуть; излишне активного стиля с пациентами, которые слишком быстро уходят в пассивность.

Рассмотрим этапы эмоционально-рациональной терапии.

Сначала необходимо обнаружить и вербализовать (четко выразить словами) иррациональные убеждения. При этом особое внимание уделяется абсолютистским когнициям, которые проявляются в употреблении пациентом слов «надо», «должен», «необходимо». Эта так называемая тирания долженствования и становится главным объектом терапевтической работы. Терапевт должен показать клиенту, как давит на него подобная система взглядов.

После того как основные иррациональные убеждения уточнены, начинается работа по перестройке этих когниций на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

На когнитивном уровне главной задачей терапевта является заставить пациента отказаться от перфекционизма (завышенных требований совершенства), показав ему, что уже это позволит сделать его жизнь более простой и радостной.

Здесь применяются сократовский диалог и когнитивный диспут (поэтапное доведение убеждений клиента до обнаружения их неправильности и вредности).

Для воздействия на эмоциональном уроне разыгрывается драма предпочтений и долженствований дтя различения этих двух феноменов - «было бы лучше» и «должно» с помощью ролевых игр. Проводится переубеждение на уровне эмоций.

Для усиления эмоционального фона терапевт может, например, предложить членам терапевтической группы сказать одному из ее участников, что они о нем думают, или поощрять признание участников в своих недостатках, «постыдных» чувствах (зависти, враждебности и т. п.). Для этого пациентам придется проявить смелость и сделать усилие над собой, зато в результате они увидят, что группа не осуждает их, принимает такими, как они есть, и участники смогут испытавать чувство взаимного доверия и близости. Для усиления этого эффекта Эллис использовал техники, приносящие чувственное удовольствие: дружеское объятие, поглаживание, выражение добрых слов, на которые пациенты раньше не решались.

На поведенческом уровне работа направлена не только на устранение симптомов, но и на изменение когниций. Например, склонность к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта:

  • ? преодолеть робость и назначить свидание;
  • ? нарочно провалиться при выступлении перед публикой (терапевтической группой);
  • ? воображать себя стойко переносящим ситуацию неудачи;
  • ? представить себя в сложных обстоятельствах и принять их;
  • ? позволить себе приятную деятельность только после выполнения неприятной, но необходимой задачи;
  • ? приступать к выполнению дела сразу, не откладывая на потом, претерпевая при этом дискомфорт борьбы с привычкой;
  • ? взяться за неприятное задание ради отсроченных целей;
  • ? время от времени вести себя так, как уже рационально мыслящий человек (для того, чтобы пациент мог понять, что изменения возможны).

Альберт Эллис стремился вывести на один уровень эмоциональное и рациональное восприятие, т. е. показать человеку его истинные нужды, а не те, настоящие, владеющие пациентом, ложные или нереальные, завышенные или заниженные потребности. Работа психотерапевта должна заключаться в значительной мере в ревизии целей и желаний клиента, их оценке - действительно ли это то, что ему необходимо, или это только кажется ему, что, может быть, это надуманные, а не истинные нужды, и именно они уводят энергию от достижения того, что действительно по-настоящему нужно?

Эллис считал, что для психологического благополучия человеку необходимо иметь важные жизненные цели и активно стремиться к их достижению. Потому одной из задач терапевта в когнитивном консультировании является проведение анализа того, какие цели ставит его клиент и что делает для их достижения. Ведь цели могут быть и самые «рациональные», но при этом человек реально ничего не делает, чтобы их достичь, он только думает об этом, но все дела откладывает на потом. Так, например, человек решил найти работу, но каждый день он находит причины отложить поиски, отвлекаясь на всякие другие не связанные с целью дела. Начинай, действуй, а по ходу добавится то, что усилит твои позиции! Потому как отложенные действия, если мы сознаем их необходимость, порождают неврозы, а те в свою очередь усугубляются от дальнейшего бездействия. Поэтому, если человек реально понимает, что надо действовать, он должен начинать действовать, не боясь неудачи. Есть очень хорошая пословица: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Надо понимать, что не каждый шаг сулит нам успех, но если вообще ничего не делать, то и успеха не будет. Это очень терапевтическая пословица, ее можно использовать в качестве возражения на сопротивление клиента. «Ну вот, я подействовал, подействовал - и ничего не получилось». И вы сразу вспоминаете: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Пусть ты не добился победы в этот раз, но, не предприняв попытку, шансов достичь ее не было бы вообще.

Очень важно, чтобы цели были адекватными, не завышены, иначе вы никогда не достигнете их, а только разочаруетесь и все время будете пребывать в фрустрации, нервном напряжении, и не занижены, так как они не дадут человеку осуществить личностный рост, раскрывать свой потенциал, что тоже сделает человека несчастным. Абрахам Маслоу сказал: «Предупреждаю, что если вы откажетесь от реализации своих способностей, вы будете глубоко несчастным человеком». Как все в природе, - любая травинка, любое животное, - так и человек запрограммирован на максимальную самореализацию, и когда не в силу каких-то обстоятельств, а самостоятельно человек уходит от развития в пассивность, лень или в какие-то ложные цели, то это со временем вызывает фрустрацию, неудовлетворенность, напряжение и эмоциональные, а иногда даже соматические нарушения.

Поскольку человек живет в социуме, то порой достижение его личных целей может не согласовываться с целями и желаниями других людей, что приводит к конфликтам как с окружающими, так и с самим собой. Ему нередко приходится решать дилемму: отказаться от своих желаний или действовать против желаний других. Этот момент также является предметом работы психолога-консультанта или терапевта, который должен посмотреть, где желания и стремления клиента входят в противоречие с желаниями и стремлениями других людей, и помочь ему найти разумный компромисс. Если человек все время будет «тянуть одеяло на себя», его взаимоотношения с окружающими людьми испортятся, станут непрочными и неискренними, а если, наоборот, постоянно будет уступать другим, тогда пострадают его собственные желания и его самореализация не будет происходить, от чего человек также будет чувствовать себя несчастным. Значит, необходимо проявлять дипломатичность и показывать, что «вот я готов уступить, но рассчитываю на определенные уступки с вашей стороны, давайте попробуем быть более взаимоуступчивыми!». Во многих случаях психолог обнаружит, что реальных противоречий как таковых и нет, просто присутствует различная оценка противоречивых событий, которая основывается на различных психологических установках. И может так оказаться, что для разрешения конфликта будет достаточным взглянуть на ситуацию иначе, и тогда станет ясно, что удовлетворение вашего желания на самом деле никому не помешает. Для этого и надо исследовать, какие убеждения лежат в основе действий - рациональные, позволяющие достигать цели или иррациональные, препятствующие этому.

Подход Эллиса также можно назвать гедонистическим. Мы знаем, что есть такое направление в философии - гедонизм. Его родоначальником был Аристипп, живший еще в Древней Греции. Согласно данному течению, цель человеческой жизни заключена в получении удовольствий. И, видимо, сама природа заложила в человеке определенные индикаторы того, к чему ему стремиться. Плохое, как правило, - неприятное, болезненное; а хорошее приносит удовольствие. И следует поменьше идти на поводу у общественных предрассудков и больше доверять голосу природы, ведь не могла она сделать хорошее и приятное греховным и плохим. Надо сказать, что Эллис в данный термин, гедонизм, вкладывал несколько иной смысл. Он говорил о так называемом отсроченном гедонизме. Что это такое? Эллис считал, что человек должен иметь определенные отсроченные удовольствия, ради которых он готов сейчас терпеть некоторый дискомфорт. Например, вы понимаете, что вам доставит удовольствие получение диплома и дальнейшее хорошее трудоустройство. Но для этого сейчас необходимо заниматься и иногда совершать определенную работу, сдавать зачеты и экзамены, которые сейчас вам прямо поперек горла. Знание о том, что ваши настоящие усилия в конечном счете окупятся, помогают вам заставить себя добросовестно учиться (утруждать себя некой деятельностью). Спортсмен тренируется, мучает себя, чтобы потом победить и получить награды и славу, ведь он понимает, что без приложения усилий он не добьется желаемого.

Многие невротические личности не умеют жить отсроченным гедонизмом. Они предпочитают гедонизм мгновенный и следуют принципу «если не могу получить что-то сразу, то и стараться не буду», т. е. не могут настроить себя на то, что усилие сейчас приведет к успеху в будущем. Это одна из самых важных задач в воспитании детей - приучить их с детства работать на отсроченное удовольствие: закончишь хорошо четверть - получишь велосипед и т.д. Дети должны научиться заставлять себя претерпевать трудности, и не просто так, а ради получения удовольствий в будущем. Фридрих Энгельс говорил: «Человек должен жить радостями завтрашнего дня». У человека должно быть как можно больше различных отсроченных радостей, связанных, например, с приятной встречей, достижением, успехом или каким-либо другим удовольствием в будущем, ожидание которых скрашивает нашу сегодняшнюю жизнь.

Эллис выделил несколько критериев психологического здоровья:

  • ? соблюдение собственных интересов;
  • ? социальный интерес;
  • ? самоуправление, готовность к разумной кооперации;
  • ? высокая толерантность к состояниям фрустрации;
  • ? гибкость, нерегидность по отношению к себе и другим;
  • ? принятие неопределенности;
  • ? преданность творческим занятиям;
  • ? научное мышление;
  • ? принятие себя;
  • ? рискованность;
  • ? отсроченный гедонизм.

Попробуем раскрыть эти понятия.

Эллис полагал, что одним из признаков психической нормы человека является его здоровый эгоизм. Что он подразумевал под этим понятием? Прежде всего то, что человек не должен забывать о своих интересах. Полное подчинение себя чужим желаниям Эллис считал явлением нездоровым, так же как и обратную ситуацию. То есть это должен быть разумный учет своих и чужих интересов, но при приоритете своих.

В этом отношении является нездоровой и формирующей нездоровье у других позиция так называемых жертвенников, в роли которых часто выступают родители, приносящие себя и свои интересы в жертву интересам детей. Им кажется, что, поступая так, они делают лучше для своих детей, но в реальности портят их, делают их неспособными самостоятельно достигать своих цели.

Иногда так происходит с матерями, и чаще матерями- одиночками, которые ради своего ребенка отказываются от любых удовольствий. И какой пример подают такие родительницы своим детям? Если мать действительно хочет лучшего своей, например, дочери, то вместо того чтобы обделять себя во всем, она должна показать ей, что, несмотря на трудность положения, женщина справляется, не унывает, следит за собой, она привлекательна для мужчин, и способна радоваться и думать о собственных интересах. Дочь должна видеть перед собой пример того, какой надо быть. Иначе она вырастет эгоисткой или такой же «ущербной», как мать, с детства считая, что любить другого - значит полностью отказаться от собственных желаний. То есть здоровый эгоизм является необходимым условием благополучия не только самого человека, но и его близких, ради которых он готов жертвовать собой.

Умение соблюдать собственные интересы дополняется другой важной характеристикой нормы - способностью учитывать и социальный интерес. То есть то, что человек живет полным эгоистом, думая только о своих потребностях, Эллис признавал ненормальным. Он считал, что здоровые взгляды выражаются в умении учитывать не только свой интерес, но проявлять внимательным к чужым нуждам, а также быть способным к кооперации и сотрудничеству.

Следующий критерий нормы - самоуправление. Это, с одной стороны, готовность самостоятельно решать свои проблемы, не перекладывая их на плечи других и неся ответственность за полученные результаты, а с другой - умение в случае необходимости принять помощь, вступить в кооперацию и сотрудничество. Здесь важно подчеркнуть тот факт, что человек, всегда рассчитывая в первую очередь на себя, не отказывается от разумной помощи и сам способен при случае быть полезным, это является проявлением здоровых убеждений.

Другая характеристика нормы звучит как высо 1 сая толерантность к фрустрации. Напомним, толерантность обозначает переносимость, умение терпеть, а фрустрация определяется как сильное эмоциональное неудовлетворение. Суть характеристики заключается в том, что человек со здоровыми когнициями способен переживать и преодолевать жизненные трудности, не скатываясь в глубокую депрессию. Жизнь невозможна без неудач, неприятностей и трудностей, и естественно испытывать расстройство, когда они случаются, но это не должно выбивать человека из колеи, заставлять забрасывать дела и опускать руки. И именно наличие толерантность к фрустрации помогает человеку противостоять происходящим неурядицам.

Психологическое здоровье определяется также и способностью проявлять гибкость , неригидность (ригидность, как известно, - это недостаточная гибкость) по отношению к себе и другим. Гибкость можно описать как умение человека при необходимости изменять свои мысли и действия в соответствии с новыми обстоятельствами, таким образом приспосабливаясь к постоянно изменяющей среде. Мир не стоит на месте, и чтобы быть успешным, человек должен меняться вместе с ним. Но здесь главным образом речь идет о гибкости когниций. Каждый человек обладает своими принципами, это достаточно устойчивые убеждения человека, которые создают систему взглядов на мир. Какие-то из них должны оставаться неизменными, но некоторые должны иногда меняться. Излишняя регидность убеждений может тормозить развитие человека и препятствовать его нормальному функционированию вообще. Важнейшим моментом рационально-эмоциональной терапии Эллиса является определение жестко фиксированных убеждений, которые из-за своей регидности доставляют пациенту массу неприятностей. Бывает так: человек, следуя своим принципам, не желая менять их, осложняет себе и другим жизнь, упирается в различные моменты, которые при рациональной терапии оказываются несущественными, и также обнаруживается, что можно взглянуть на эти вещи иначе. Мне, например, может не нравиться поведение какого-то человека, причем не потому, что оно объективно плохо, а потому что мне лично оно не по вкусу, но я беру и придаю этому объективность. Я начинаю считать, что это не моя субъективность, а важный принцип, который необходимо соблюдать. Это, естественно, начнет мне мешает нормально общаться с другими, да и с самим собой.

Теперь рассмотрим характеристику принятие неопределенности. Мы знаем, что точные определения бывают только в абстрактной науке математике. В жизни всегда допускается некоторый элемент неопределенности, допуска. Стопроцентного не бывает даже золота - оно там 99 с чем-то, самой высокой пробы. Поэтому в жизни ничего не бывает на сто процентов, но только не для невротиков - они не терпимы к неопределенности, все должно быть так, только так, и никак по-другому! Люди с такими убеждениями загоняют себя в рамки своих представлений. А поскольку других туда не загнать, то переживают, что их не понимают, не любят, все делают им назло. И потому ощущают себя очень несчастными. Поэтому принятие факта существование некоторой неопределенности во всем, признание того, что не все и не всегда бывает таким, как хотелось бы, важно для снижения внутреннего напряжения.

Следующий критерий нормы - преданность творческим занятиям - определяет присутствие творчества в жизни человека. Появляется в желании узнавать и пробовать что-то новое, интересоваться различными вещами, искусством или наукой, иметь увлечения, хобби и не в силу необходимости, а из внутренней потребности человека. То есть это стремление обогащать и насыщать свою жизнь, а не сводить ее к автоматизму обыденных дел.

Научное мышление. Что подразумевает научное мышление? Джордж Келли говорил, что каждый человек в своей жизни действует как ученый, но только на бытовом уровне. Что делает ученый? Выдвигает гипотезу, проводит эксперимент, получает результаты, подтверждающие или опровергающие основные положения. Если гипотеза не подтвердилась, тогда ученый пересматривает ее и пробует сделать что-то иначе. По существу так происходит и в нашей жизни. Прежде чем что-то сделать, мы сначала предполагаем, что из этого выйдет, ожидаем получить некий результат. А далее свершаем действие, эксперимент и проверяем - получилось то, чего я ожидал, или не то? Если гипотеза не подтвердилась, то необходимо подумать, что делать дальше, что следует поменять в исходных положениях. Что происходит с невротической личностью? Гипотеза не меняется, хотя она многократно не подтвердилась и не подтверждается далее, принося человеку большой дискомфорт и мучения. Но, несмотря на это, невротик не может изменить гипотезу, свое отношение к себе, или людям, или определенному делу и так далее, поскольку не может понять, что проблема заключена именно в ней самой, что ее необходимо скорректировать, раз результаты действий плачевны. Потому одной из задач терапевта является анализ гипотез клиента на предмет их рациональности.

Принятие себя. Это умение принимать себя таким, какой ты есть, со всеми плюсами и минусами. Мы далеко не всегда воспринимаем себя адекватно, т.е. какие-то свои способности мы завышаем, а какие-то - занижаем. Когда человек неадекватно оценивает себя, он может все время огорчаться, потому как другие-то оценивают его иначе, чем он сам себя, и человек все время может думать: «Меня не понимают». Или считает: «Я не так себя подаю», - и, боясь быть неуспешным, начинает делать нечто совсем не свойственное ему. Это ошибка. Потому что естественный человек всегда воспринимается лучше, чем деланный, ведь фальшь никто не любит. А нам все время кажется, что надо что-то изображать из себя, тогда я буду лучше выглядеть, тогда меня лучше воспримут. Это иллюзия и мучение. Есенин писал: «Счастье есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за нечастных всегда известны, но вам не понять, как много мук приносят изломанные лживые жесты». Когда человек начинает играть не свою роль, даже с виду красивую, он испытывает дискомфорт, потому как выбранная роль на самом деле не согласовывается с его внутренним миром. И потому человек может тревожиться, что другие заметят это несоответствие. То есть самое эффективное будет принять себя таким, каков ты есть, и тогда человеку не надо будет что-то строить из себя. Не бойтесь слова «недостаток». Или обозначайте его как резервы, то есть там, где вам кажется, у вас есть пробел в чем-то, думайте: «У меня есть резерв для улучшения».

Рискованность. Это умение в определенных ситуациях идти на разумный риск. У англичан есть пословица: «Nothing venture nothing have», что переводится как: «Ничем не рисковать - ничего не иметь». Она отлично характеризует данный критерий психологического здоровья. Выражая суть - рискуя, можно достичь успеха. Здесь важно понять, что в жизни невозможно оставаться пассивным, она требует движения, действий, а иногда и риска. Порой, чтобы свершать развитие, необходимо рисковать: менять работу или место жительства, заводить семью и т.д. В противном случае жизнь человека превратится в стоячее болото, застой. Необходимо не бояться нового - идей, знакомств, деятельности, обстоятельств и т.д. Риск необходим для движения вперед. Наша жизнь - это риск.

И последний критерий нормы - отсроченный гедонизм. Мы подробно рассмотрели его выше, описывая особенности подхода Эллиса. Суть данного явления заключена в умение жить отложенной радостью, осознанно претерпевать трудности во имя достижения успеха в будущем.

Итак, мы рассмотрели все критерии психологической нормы, теперь я хотел бы, чтобы вы поработали над следующими моментами.

Еще раз взгляните на перечисленные критерии психологического здоровья, проанализируйте, насколько каждый из них выражен у вас, а также оцените это по 10-балльной шкале (10 - максимально выражен, соответственно 1 - минимально выражен). При этом я предлагаю вам не следовать первому ощущению при выставлении оценок, а хорошенько продумать (вспомнить примеры из собственной жизни), а лучше спросить знающего вас человека, насколько действительно соответствует данный балл выражению того или иного критерия нормы.

Самопознание - интереснейший и увлекательнейший процесс, не имеющий пределов совершенствования. Поэтому постарайтесь оценить свои резервы для роста, используйте именно слово «резервы», а не «недостатки». Поскольку лучше акцентировать свое внимание на резервах, чем на недостатках, ведь чем больше ресурсов вы обнаружите, тем больше это будет вдохновлять вас. Более того, вы увидите, что многие параметры взаимосвязаны друг с другом. И если вы захотите развить один из них, то автоматически будут развиваться и другие. Когда вы или ваш клиент будете обосновывать свои оценки, постарайтесь понять, какими убеждениями вы (или он) руководствуетесь и являются ли эти убеждения рациональными, т.е. реально помогающими ему реализовать себя, или они все-таки иррациональные.

Резюмируя задачи и суть процедуры РЭТ, можно сказать: для того чтобы добиться изменения мировоззрения, пациентам рекомендуется:

  • 1. Понять, что их психологические проблемы возникли не столько из-за внешних условий и событий, сколько от их отношения к ним.
  • 2. Поверить, что они способны сами решить свои проблемы.
  • 3. Осознать, что их проблемы провоцируются главным образом иррациональными абсолютистскими убеждениями.
  • 4. Понять свои иррациональные когниции и убедиться, что на существующие у них проблемы можно взглянуть рационально.
  • 5. Разоблачать свои иррациональные взгляды с помощью логики и здравого смысла, а также экспериментально действуя вопреки им.
  • 6. Многократными повторами с помощью когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов довести новые, рациональные убеждения до их полного внутреннего принятия.
  • 7. Постоянно продолжать процесс позитивной перестройки убеждений, заменяя иррациональные когниции на рациональные.

Практикум

  • 1. Попробуйте найти у себя (или у вашего клиента) иррациональные убеждения и обоснуйте, почему вы их считаете таковыми.
  • 2. Разоблачите их логикой и здравым смыслом (можно использовать юмор).
  • 3. Сформулируйте по выявленным проблемам альтернативные рациональные когниции.
  • 4. Проанализируйте свои убеждения (или вашего клиента) с точки зрения критериев психологического здоровья Эллиса, насколько вы реализуете их, какие у вас есть резервы и как вы собираетесь их восполнять.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Почему Эллис именно так назвал свою рационально-эмоциональную терапию?
  • 2. Расшифруйте схему А-В-С.
  • 3. Чем различаются рациональные и иррациональные когниции?
  • 4. Что такое абсолютистские когниции и чем они вредны?
  • 5. Опишите основные этапы РЭТ.
  • 6. Перечислите критерии психологического здоровья по Эллису.
  • 7. Что такое отсроченный гедонизм?

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса

Основатель РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: “Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят”. Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда - основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис - по-видимому, под влиянием А. Адлера - значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке . В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д.

Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек - существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям, начиная с биологического уровня и до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному - идет ли речь о психоаналитической редукции или благоприятном психологическом климате терапии, центрированной на клиенте, - А. Эллис не склонен.

Основные теоретические положения концепции . Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как “иррациональное мышление и поведение”. Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости. Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.

Важным понятием в РЭТ является понятие “ловушка” - все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный “кодекс невротика” - ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: “ я должен всем доказать, что я - преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают - это ужасно”; “ я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “ л учше всего - ничего не делать, пусть жизнь решает сама”.

А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А-В-С-D - теория ). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А - активирующее событие, В (belief) - мнение о событии, С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

"ABC-схема" используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов. Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Классификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.

Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты).

Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних - из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций). Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

1. Катастрофические установки.

2. Установки обязательного долженствования.

3. Установки обязательной реализации своих потребностей.

4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.

Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения - прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий. РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: “событие-восприятие-реакция- обдумывание-вывод” обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие: 1) признание личной ответственности за свои проблемы; 2) принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; 3) признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений; 4) обнаружение (осознавание) этих представлений; 5) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений; 6) согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями; 7) согласие на использование РЭТ.

Описание консультативного

и психотерапевтического процесса

Цели психологической помощи . Главная цель - помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения. А. Эллис, кроме того, сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых может выступить конкретной целью консультативной или психотерапевтической работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, вовлеченность, самопринятие, способность к риску, реализм (не впадение в утопию).

Позиция психолога. Позиция психолога-консультанта или психотерапевта, работающих в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает, он - авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п. Апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению А. Эллиса, не занимается “отпущением грехов”, после которого клиенту, может быть, чувствуется и легче, но неизвестно, легче ли живется.

Позиция клиента. Клиенту отводится роль ученика и, соответственно, его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации
с ролью учащегося. Предполагается, что
клиент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций) и глубинный (на уровне мотивации к изменению).

Психотехника в рационально-эмотивной терапии. РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений и объединяемых ярко выраженным прагматизмом*.

1 . Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов : психолог-консультант активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д.

Большое внимание уделяется смягчению категоричности: вместо “ты должен” - “мне бы хотелось”; вместо “будет ужасно, если... “ - “наверное, не совсем удобно будет, если... “

2. Когнитивное домашнее задание : связано с самоанализом по АВС-модели и с переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.

Используются также:

3. Рационально-эмотивное воображение : клиента просят ярко вообразить трудную для него ситуацию и чувства в ней, затем предлагается изменить самоощущение в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.

4. Ролевая игра - обычно проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, в особенности несущие в себе самообвинение и самоуничижение.

5. Атака на страх - техника состоит в домашнем задании, смысл которого состоит в том, чтобы выполнить действие, обычно вызывающее страх или психологические затруднение у клиента.

Предварительный просмотр:

В начале нашего практического занятия мы с вами проведем небольшой тест, который поможет ответить нам на вопрос, есть ли у вас иррациональные установки.

Тест Альберта Эллиса. Методика Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок. Рационально - эмотивная терапия (РЭТ):

А – полностью согласен;

В - не уверен

С – полностью не согласен.

Вопросы теста:

  1. Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно.
  2. Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: "Мне не следовало этого делать".
  3. Люди, несомненно, должны жить по законам.
  4. Не существует ничего такого, чего я "не выношу".
  5. Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.
  6. Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны.
  7. В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным.
  8. Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.
  9. Существуют вещи, которые я не могу вынести.
  10. Мое чувство "собственной ценности" не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.
  11. Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.
  12. Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.
  13. Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.
  14. Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.
  15. Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на "хороших" и "плохих".
  16. Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи.
  17. В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.
  18. Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности.
  19. Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.
  20. Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.
  21. Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.
  22. Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого, во что бы то ни стало.
  23. Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.
  24. Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.
  25. Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.
  26. Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.
  27. Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.
  28. В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.
  29. Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.
  30. Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим, - плохой человек.
  31. Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.
  32. Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.
  33. Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.
  34. Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.
  35. От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя, преподаватели), зависит, как я оцениваю самого себя.
  36. Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.
  37. Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.
  38. Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.
  39. Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.
  40. Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в учебе или же по своим социальным достижениям.
  41. Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.
  42. Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.
  43. Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.
  44. Иногда (на работе или в учебе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.
  45. Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.
  46. Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.
  47. Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.
  48. Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.
  49. Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.
  50. Важно учить детей тому, чтобы они были "хорошими мальчиками" и "хорошими девочками": прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.

Ключ к тесту А.Эллиса.

Проставляем за каждый ответ баллы

А - 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 3 балла

В - 2 балла

С - 3 балла кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 1 балл

Обработка результатов методики Эллиса.

Катастрофизация 1,6,11,16,21,26,31,36,41,46

Должествование в отношении себя 2,7,12,717,22,27,32,37,42,47

Должествование в отношении других 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48

Самооценка и рациональность мышления 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50

Фрустрационная толерантность 4,9,14,49,24,49,34,39,44,49

Интерпретация, расшифровка к тесту Эллиса.

Шкала "катастрофизации" отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.

Показатели шкал "долженствования в отношении себя" и "долженствования в отношении других" указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим.

"Оценочная установка" показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие две шкалы - оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления.

Расшифровка полученных результатов:

Менее 15 баллов - Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам.

От 15 до 22 - Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.

Более - 22 Иррациональные установки отсутствуют.

Итак, результаты подсчитаны, и я прошу поднять руки тех, у кого в большей степени представлена иррациональная установка «катастрофизация». Объединитесь, пожалуйста, в отдельную группу. А теперь поднимите руки те у кого преобладает «должествование в отношении себя». Так же объединитесь в группу. (и так далее) Должествование в отношении других; Самооценка и рациональность мышления; Фрустрационная толерантность.

Теперь хотелось бы поподробнее ознакомить вас с «моделью АВС». Возьмем некоторую ситуацию. Например, женщину с выраженными эмоциональными расстройствами отверг возлюбленный (А), она считает, что это ужасно, что она никому не нужна, ее никто больше никогда не полюбит, и она заслуживает осуждения (В). Поэтому она очень подавлена, расстроена (С).

А – ситуация

В – мысли

С – эмоция

Задание 1. В следующих примерах описаны ситуации АВС, но во всех отсутствует В. Вам нужно угадать, какие мысли (В) нужно вставить, чтобы связать ситуацию (А) и эмоции (С). Определите в каждом случае А и С и впишите В .

1. Начальник Анатолия отчитал его за опоздание. После этого Анатолий чувствовал себя подавленным.

2. Елена прошла два сеанса терапии и бросила ее, потому что посчитала, что она не действует.

3. У Катерины заболел живот. Ей стало страшно.

4. Олега оштрафовали за превышение скорости, и он сильно разозлился.

5. Ирина смутилась, когда ее друзья заметили, что она плачет на романтических сценах фильма.

6. Сергей был разъярен, когда служащий попросил его документы в то время, как он заполнял анкету.

Задание 2. Приведите пять примеров из своей жизни, в которых ваши мысли (В) вызывали болезненные эмоции (С). Опишите их в терминах ABC.

Предлагаем каждой группе разыграть данную ей ситуацию. И постараться посмотреть на нее с другой стороны. Т.е. сначала проигрываете данную ситуацию, и то какие мысли и чувства она у вас вызвала. Затем вам нужно изменить свои мысли по поводу данной ситуации и проследить, как изменятся ваши эмоции. Конечно же, проигрывая это.

Задание 3. Если изменится В, то изменится и С

Приведите своим клиентам несколько примеров АВ. Возьмите в качестве константы ситуацию (А), а в качестве переменной - внутренний диалог. Попросите их определить эмоцию, которую будут вызывать различные мысли (В). Проанализируйте различные варианты реагирования (С) на одно и то же событие (А).

Лучшие примеры - те, которые создает сам клиент. Их преимущество в том, что они являются лично значимыми и поэтому обладают внутренне присущей им убеждающей силой. Терапевт должен побуждать клиента думать, как в его собственных примерах В вызывают С.

Самооценка и рациональность мышления.

1. Представьте ситуацию, что вы зашли в кафе попить кофе, там встречаете подругу, которая просит вас остаться с ней и ее коллегами по хобби на вечеринку в честь ее победы в конкурсе, о которой она только что узнала. Вы остаетесь, но на вас никто не обращает внимания. Они разговаривают о своём. Роли: Клиент, ее подруга, подруга подруги, может быть, сторонний наблюдатель за происходящим

2. Во время шопинга со знакомой компанией, вы случайно роняете сумочку, из которой рассыпается половина содержимого, вам приходится собирать это все по полу на виду у компании, покупателей и продавцов. Роли: Клиент, компания или знакомый может быть другие посетители, наблюдатель.

3. Вы за рулём машины, на средней скорости пролетаете по большой луже, веер грязных брызг по обе стороны, а затем ваш пассажир вам сообщает, что на тротуаре проходили двое молодых людей в беленьких толстовочках и вы их изрядно обрызгали. Роли клиент-водитель, пассажир, наблюдатель.

Фрустрационная толерантность.

1) Ситуация вы идёте по улице со знакомым(ой) и он рассказывая вам историю из жизни громко кричит выражая свои эмоции. Роли: клиент, знакомый, наблюдатель.

2) Вы в свой единственный выходной решили остаться дома, к вам подходят родители и говорят, что вы едете все вместе к бабушке на семейный обед и туда приедет ещё родственники, вы не хотите ехать. Роли: клиент, родитель, наблюдатель.

3) Вам задают учебное задание и вдруг вы обнаруживаете, что только вы с ним не справились, потому что ничего не поняли. Роли: Клиент, одногрупник, наблюдатель.

Долженствование к другим.

1) Вы приходите домой и обнаруживаете, что там приготовили приятный ужин, но из того чего вы не любите. Роли: клиент, член семьи, наблюдатель.

2) Вы ходите на учебу по определенному пути и регулярно в некоторых местах вашего пути на тротуаре водители ставят машины на весь день. Роли: клиент, водитель, наблюдатель.

3) У вас итоговое мероприятие после конкурса, на котором станет ясно, кто победитель, вы или соперник. Это очень важно для вас, но общество и формат мероприятия нов для вас. Вы просите близкого человека пойти с вами, но он отказывает по причине торжества, на котором обещался быть. Роль: клиент, близкий человек, наблюдатель.

Долженствование к себе.

1) В течение нескольких месяцев вам выплачивали стипендию и вы самостоятельно оплачивали ряд необходимых вам вещей, затем вам перестают платить из-за вашей небольшой халатности. вы понимаете что обойтись без привычных вещей не можете но и у родителей попросить не можете.

2) Ваша семья уехала в отпуск, и мама оставила вам на уход свой любимый очень прихотливый цветок, но вы были очень заняты, и за время отпуска родителей растение завяло.

3) Вы решили сделать ремонт в своей комнате, и, несмотря на отговоры близких вы решились сделать его сами. Процесс был долгий и кропотливый, было затрачено большое количество средств, но результат ремонта был плачевным.

4) В хорошо знакомой вам компании возникает тема, которая входит в область вашей компетенции, а вы понимаешь, что не можете ничего сказать по этому поводу.

Катастрофизация.

1) Вам необходимо устроиться на работу, так как вас уже порекомендовал близкий важный вам человек.

2) Вам необходима работа, вы в критической ситуации. Вы нашли работу, но в последний момент на должность берут другого человека.

3) Вы живете на съемной квартире, хозяйка которой сообщает вам, что через неделю вы должны освободить комнату, так как у нее возникли непредвиденные семейные обстоятельства. Естественно переезд не входил в ваши планы.

Задание 4. Базовый перцептивный сдвиг

1. В первой колонке попросите его перечислить все мысли или убеждения, которые в определенной ситуации вызывают у него негативные эмоции. Очевидно что список не может продолжаться до бесконечности. Тем не менее, даже если некоторые мысли кажутся повторяющимися лучше включить их, чем оставить какой-либо паттерн незафиксированным.

Рабочий бланк по перцептивному сдвигу

2. Помогите клиенту решить, полезно или нет каждое убеждение. Найдите доказательства как «за», так и «против», и выберите, какие сильнее. Важно, чтобы клиент принимал решение на основе объективных данных, а не под влиянием субъективных чувств. Оценку полезности убеждения клиент ставит во второй колонке.

3. В третьей колонке клиент должен записать лучший аргумент «против» для каждой мысли или убеждения. В идеале этот аргумент должен быть как эмоционально убедительным, так и рационально звучащим.

4. "В последней колонке клиент должен привести доказательство из собственного опыта в поддержку каждого аргумента. Это ключ к технике перцептивного сдвига. С помощью терапевта клиент должен доказать справедливость аргумента, подыскав подтверждение из своего жизненного опыта.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рационально – эмотивная терапия А. Эллиса

Метод относится к когнитивному направлению психотерапии. « Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят» Эпиктет

Человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д.

Источник психологических нарушений при всем своем многообразии - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.

“Кодекс невротика” - ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Примеры: “ я должен всем доказать, что я - преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают - это ужасно”; “ я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “ л учше всего - ничего не делать, пусть жизнь решает сама”.

А-В-С-D - теория А - активирующее событие, В (belief) - мнение о событии, С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное)

Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции. Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С).

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы: 1. Катастрофические установки. 2. Установки обязательного долженствования. 3. Установки обязательной реализации своих потребностей. 4. Глобальные оценочные установки.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно.

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: “событие-восприятие-реакция- обдумывание-вывод” обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

Психологические предпосылки РЭТ: 1) признание личной ответственности за свои проблемы; 2) принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; 3) признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений; 4) обнаружение (осознавание) этих представлений; 5) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений; 6) согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями; 7) согласие на использование РЭТ.

Описание консультативного и психотерапевтического процесса

Главная цель - помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Позиция психолога -консультанта или психотерапевта, работающих в русле данной концепции директивна.

Позиция клиента - роль ученика. К лиент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций), глубинный (на уровне мотивации к изменению).

Психотехника в рационально-эмотивной терапии. 1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов 2. Когнитивное домашнее задание 3. Рационально-эмотивное воображение 4. Ролевая игра 5. Атака на страх


Рецепт счастья от Альберта Эллиса

«Лучшие годы Вашей жизни – когда Вы решаете,

что Ваши проблемы принадлежат Вам.

Вы не вините в них мать, экологию или президента.

Вы осознаете, что сами контролируете свою судьбу»

А. Эллис.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) создана Альбертом Эллисом в 1955. Такое длинное название выражает основную идею РЭПТ: поведение и чувства человека определяются не внешними событиями (стимулами среды) непосредственно, а его иррациональными убеждениями по поводу этих событий. Корректировка этих убеждений приводит к изменению не только его болезненных эмоций, но и всей системы (невротического) поведения.

«Невроз – это глупое поведение неглупого человека», — гласит афоризм мэтра РЭПТ. Для того, чтобы его изменить, терапевтических средств, на которые обычно делают ставку (эмпатии, принятия), — мало. Любовь лечит не всегда и не всегда лечит… «Беда большинства терапий, — замечает в связи с этим Эллис, – в том, что они помогают Вам чувствовать себя лучше. Однако дела Ваши при этом лучше не идут». Необходимо научить человека думать по-другому: рационально, гибко, а также научить его применять новый стиль мышления в своей повседневной жизни.

Главную идею РЭПТ задолго до А.Эллиса сформулировал Эпиктет (Έπίκτητος, 50 — 138 г.г.) – древнегреческий философ-стоик: «Людей расстраивают не события, а то, как они их воспринимают». Эпиктет проповедовал идеи стоицизма; он считал, что основная задача философии - научить людей различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам.

Модель «АВС»

Модель ABC — ядро теории РЭПТ и настоящая азбука (АВС) помощи в преодолении вредных для психического здоровья мыслей, чувств и действий. Она описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения человека, но и то, каким образом можно устранять их причины.

«А» (активаторы, англ. activating events) - это любые текущие события или мысли, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте. Но «А» сами по себе - это только активаторы. Все проблемы возникают потому, что в «А» каждый человек привносит что-то своё: свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды - «В» (англ. beliefs).

И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» - следствию (англ. consequences). Если рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные взгляды - к саморазрушению и иррациональному поведению.

Именно по этой причине возникают все наши психологические проблемы.

Переворот в психотерапии

Поведение и чувства человека ни коим образом не определяются внешними событиями (стимулами среды) непосредственно. Человек – животное говорящее, а это значит, что все его поведенческие реакции опосредствованы искусственными стимулами, или речью (т.е. наше поведение и чувства регулируются словесными инструкциями). Вначале такие инструкции мы получаем от родителей, учителей: «Учись хорошо! Если будешь учиться плохо, то не добьешься успеха в жизни!», «Не трусь! Настоящий мужчина ничего не боится!» Позже эти словесные инструкции интериоризуются и постепенно перестают осознаваться, превратившись в «истину в последней инстанции». Жизнь, окружающие люди и мы сами должны быть такими, какими мы хотим их видеть:

«Директор должен ценить меня по достоинству».

«В моей жизни не должно быть горя и разочарований».

«Дети должны заботиться о своих родителях».

«Я должна добиваться успеха во всех делах».

«Многие люди ведут себя как дети всю свою жизнь», — говорил А.Эллис: они воспринимают свои желания как витальные потребности, убеждены, что должны добиваться успеха во всех начинаниях, что окружающие должны относиться к ним справедливо, а их жизненные условия должны быть комфортными. И когда их догматические требования не выполняются – а это происходит сплошь и рядом – они чувствуют себя несчастными.

Главная цель РЭПТ заключается в выявлении и корректировке иррациональных убеждений, что влечет за собой изменение и эмоций, и поведения. «Меня ненавидели практически все психологи и психиатры. Они считали меня поверхностным и тупоголовым. И все потому, что я заявил, что терапия не обязательно должна продолжаться годы…» А. Эллис.

РЭПТ в действии

Под психотерапией понимают лечение, где главным «препаратом» выступает слово врача. Общаясь с пациентом, он неизбежно воздействует на него психологически и, помогая изменить отношение к себе и окружающему миру, способствует выздоровлению. К основным методам такого воздействия относится рациональная психотерапия. Ее могут сочетать с , трудотерапией и т.д.

Рациональная терапия в психологии

Она преследует цель воздействовать на больного логически аргументированными разъяснениями. То есть врач объясняет пациенту то, что ему сложно понять и принять. Получив ячные и простые аргументы, больной отказывается от своих ложных убеждений, преодолевает пессимистические представления и постепенно движется к выздоровлению. Использует рациональная терапия техники самые разные:

  • косвенное внушение;
  • эмоциональное воздействие;
  • дидактические приемы.

Частая практика подразумевает диалог между врачом и больным, при этом многое будет зависеть от личности специалиста, его способности убеждать и слушать, входить в доверие и искренне интересоваться судьбой пациента. Такое лечение имеет несколько направлений, а отдельные его положения и приемы согласуются с методом нейролингвистического программирования.

Рационально-эмоциональная психотерапия

Это направление в 1955 году предложил Альберт Эллис. Он считал, что причинами психического расстройства являются иррациональные – ошибочные когнитивные установки. К основным типам психологических проблем относят:

  1. Самоуничижение и третирование себя.
  2. Преувеличение негативных составляющих ситуации.

Приемы рациональной психотерапии помогают больным принять себя и повысить свою толерантность к фрустрации. При этом врач действует по следующей схеме:

  1. Объясняет и разъясняет. Истолковывает сущность заболевания, что помогает пациенту получить четкую и ясную картину недуга и более активно его контролировать.
  2. Убеждает. Корректирует не только когнитивный, но и эмоциональный аспект, модифицирует личностные установки больного.
  3. Переориентирует. Перемены в установках пациента становятся стабильными, система ценностей в отношении болезни меняется, и он выходит за ее пределы.
  4. Воспитывает. Создает позитивные перспективы для больного после преодоления недуга.

Рациональная когнитивная психотерапия

Предыдущее направление является одним из основных ее ответвлений. Их теоретические позиции и используемые приемы близки, но методы рациональной психотерапии, где ставка делается на эмоции, более структурированы, а работа с пациентом последовательна. К когнитивным техникам относят:

  • сократовский диалог;
  • искусство «заполнения пустоты»;
  • декатастрофизацию;
  • метод сходства и подобий;
  • реатрибуцию;
  • переформулирование;
  • децентрализацию.

При этом в своей работе врач использует ролевые игры, экспозиционное лечение, технику отвлечения внимания и планирования деятельности. Все это помогает больному признать ошибочный характер своего мышления, принять на себя ответственность за свои действия и избавиться от психических проблем. При этом необходимо, чтобы врач имел представление о достижениях логики и владел современной теорией аргументации.


Рационально-эмотивная психотерапия

Она основывается на допущениях о природе человека и происхождении несчастий людей или эмоциональных нарушений. Всевозможные ложные идеи, типа невозможность контролировать внешние обстоятельства или желание всегда и во всем быть первыми, распространены в обществе. Они принимаются и подкрепляются самовнушением, что может спровоцировать невроз, ведь их не осуществить. Но независимо от влияния внешних факторов, люди могут действовать самостоятельно и признание такой способности легло в основу теории поведения и личностных нарушений A-B-C.

Рациональная и разъяснительная психотерапия доказывает, что если мыслить здраво и разумно, то и последствия будут такими же, а если система убеждения является безумной и нереалистичной, то и последствия будут деструктивными. Признав такую взаимосвязь, можно изменить подобные установки, действия и поступки в ответ на внешние обстоятельства и ситуации.

Альберт Эллис

Психотренинг по методу Альберта Эллиса

ЧЕМ ЭТА КНИГА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ КНИГ!

Каждый год читатели знакомятся с сотнями новых книг, изданных в серии «Помоги себе сам», многие из которых действительно приносят реальную пользу. Зачем же писать еще одну? Тем более что моя книга «Новый путь к разумной жизни», написанная в соавторстве с Робертом А. Харпером, уже разошлась миллионным тиражом? Ведь не для того только, чтобы дополнить «Зоны, ваших ошибок», которую читают миллионы людей? Зачем же тогда?

Для этого есть несколько серьезных причин. Несмотря на то-что рационально-эмотивная терапия (РЭТ), которую я создал в 1955 году, в настоящее время заняла подобающее ей место в психологии и психотерапевты (а также и психоаналитики) все чаще включают большие фрагменты моих методик в свою программу работы с пациентами, - к сожалению, нередко она используется в несколько «разбавленном» виде.

Помимо моих собственных сочинений, посвященных РЭТ, ни одна книга не дает четкого изложения ее сути. Те книги, в которых предпринимаются подобные попытки, написаны, как правило, труднодоступным для широкого круга читателей языком. Настоящее издание направлено на то, чтобы восполнить этот пробел.

В книге ставятся конкретные задачи. Более того, они решаются - и это коренным образом отличает мою книгу от других, посвященных проблемам душевного и умственного здоровья.

Эта книга побуждает открыто выражать сильные чувства, обуревающие вас в трудные минуты жизни. Но в то же время в ней проводится четкое разграничение между вполне уместными естественными чувствами озабоченности, печали, разочарования или раздражения и неуместными, разрушительными чувствами паники, депрессии, ярости или жалости к себе.

Эта книга научит вас разбираться в сложных жизненных ситуациях и «держаться в седле» в любых обстоятельствах. Но самое важное заключается в том, что эта книга не только дает ощущение лучшей жизни, но и способна действительно изменить вашу жизнь в лучшую сторону, при условии, что вы перестанете расшатывать собственные нервы и обременять себя чувством вины.

Эта книга не только научит, как можно владеть собой и держать эмоции под контролем, не только покажет, как можно упрямо отказываться быть несчастным в любой (да, да, действительно в любой!) ситуации, но и подробно объяснит, что именно нужно сделать для того, чтобы обрести контроль над собой.

Эта книга основана на позициях научного исследовательского мышления и реальных взглядов на жизнь. Она напрочь отвергает мистицизм, религиозность и утопические концепции, которые в наше время активно проповедуются во многих публикациях на тему «Помоги себе сам».

Эта книга поможет вам обрести новый философский взгляд на жизнь взамен наивного «позитивного мышления» в стиле Поллианны, с которым по плечу только временные трудности и которое непременно подведет вас на длинной дистанции.

Эта книга предлагает множество методик совершенствования личности, которые основаны не на отдельных, порой анекдотических «случаях из жизни», л проверены путем строго научных исследовании

Эта книга покажет, каким образом вы сами себе создаете проблемы. Однако она не заставит попусту тратить время и силы на то, чтобы копаться в своем прошлом, вновь и вновь мысленно возвращаясь к совершённым промахам и ошибкам. Она покажет, каким образом вы до сих пор продолжаете напрасно портить самому себе настроение и что в данный момент нужно сделать для того, чтобы прекратить это.

Эта книга поможет вам обрести мужество взять на себя ответственность за то, что с вами происходит, не сваливая все на родителей, окружающих и неправильное воспитание.

В этой книге в простой и доступной форме излагаются основы РЭТ (а также других видов когнитивной и бихевиорально-когнитивной терапии). В ней наглядно демонстрируется, что непосредственное основополагающее влияние на эмоциональные последствия (С) оказывают отнюдь не активизирующие события вашей жизни (А), а скорее ваша система убеждений и представлений (В). Вы должны обрести способность оспорить (D) свои иррациональные представления (iBs) и изменить их. Книга содержит множество эмотивных и бихевиоральных методик, направленных на подавление иррациональных представлений, изменение стиля мышления и обретение новой эффективной жизненной философии (Е).

Эта книга показывает, как можно, сохраняя свои желания, устремления, предпочтения, цели и систему ценностей, при этом отказаться от чрезмерных требований и заповедей - всех этих категорических императивов «должен» или «обязан», которыми обрастают наши желания и привязанности, обрекая на бесполезные мучения.

Эта книга поможет вам обрести независимость и внутреннюю свободу, покажет, как мыслить самостоятельно, не поддаваясь внушению того образа мыслей, который вам навязывают другие.

Эта книга содержит массу полезных РЭТ-упражнений, которые помогут вам переосмыслим! и перестроить свою жизнь.

Эта книга расскажет вам о том, как стать разумными в нашем неразумном мире; как стать счастливыми в самых трудных и «невыносимых» условиях - настолько, насколько вы сами захотите. Она убедит нас, что человек способен отказаться становиться несчастным даже в крайне печальных ситуациях - в бедности, под угрозой террора, в болезни или на войне; в ней упорно доказывается, что человек способен изменить в свою пользу не только самые трудные ситуации, но и в определенной мере целый мир.

Эта книга поможет распознать корни извращенного мышления, свойственного фанатизму, нетерпимости, догматизму, тирании, деспотизму, - и научит бороться с подобными проявлениями невроза.

В книге предлагается широкий спектр методик, направленных на укрощение таких сильных и разрушительных эмоций, как тревога, депрессия, враждебность, презрение или жалость к себе. В большей степени, нежели любая иная психотерапевтическая школа, РЭТ является школой эклектической. В то же время она в высшей степени избирательна и делает все возможное для того, чтобы устранить из своей практики опасные и неэффективные методы психотерапии.

РЭТ - это школа практики. РЭТ быстро и эффективно добирается до самой сердцевины расстройства и подсказывает, что нужно сделать, чтобы как можно быстрее помочь самому себе.

Эта книга научит вас, как стать честным гедонистом и индивидуалистом - то есть как, прежде всего заботясь о себе, в то же время успешно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими. Она поможет нам не только сохранить, но даже поставить во гляну угла ваши личные цели и идеалы, оставаясь при этом полноценным гражданином своей страны

Книга проста и - я надеюсь - исключительно понятна, но далеко не примитивна. Ее мудрость, почерпнутая у достойнейших философов и психологов, по-житейски практична и в то же время весьма глубока.

Эта книга представляет собой собрание терапевтических методик, разработанных на основе наиболее быстро развивающихся современных направлений терапии - рационально-эмотивной и когнитивно-бихевиоральной, которые в настоящее время широко распространены благодаря той пользе, которую они принесли и приносят миллионам пациентов и тысячам терапевтов. Книга включает все лучшее, что содержится в методиках самолечения, на основе которых и были выработаны данные виды терапии, в форме, адаптированной для широкого круга читателей, - то есть эта книга для ВАС.

Итак, действительно ли эта книга расскажет, как научиться в любой ситуации по своей воле отказываться быть несчастным? В любой? Действительно? Правда? Кроме шуток? Да, это на самом деле так - если вы будете искренне слушать (СЛУШАТЬ) и работать (РАБОТАТЬ), воспринимая и отрабатывая на практике полученные знания.

Вы будете слушать?

Вы будете работать?

Вы будете ДУМАТЬ?

Ведь вы действительно это умеете.

Я надеюсь. что так оно и будет.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВСЕГДА МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ БЫТЬ НЕСЧАСТНЫМ?

Основная мысль этой книги довольно оригинальна. Ее можно сформулировать так: в большинстве своем людские огорчения и серьезные эмоциональные расстройства являются совершенно ненужными, и более того - неэтичными. То есть как это - неэтичными?! Да очень просто, ведь, позволяя тревоге или депрессии одолеть себя, вы действуете против самого себя - и, следовательно, поступаете по отношению к себе несправедливо и нечестно.

Ваше беспокойное состояние оказывает неблагоприятное влияние и на окружающих людей. Оно расстраивает ваших родных и друзей и даже, в какой-то мере, людей, непосредственно с вами не связанных. Цена паники, гнева, жалости к себе неоправданно высока. Она выражается в попусту затраченном времени и средствах, в ненужных усилиях, в напрасной душевной тревоге, в пренебрежении интересами других людей, в глупом растранжиривании возможностей наслаждаться своей единственной - да-да, единственной - жизнью.