Мыслительные операции. Операции над понятиями Логическая операция обобщения заключается в том что

17. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес – это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Цель обобщения – максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Ограничение понятия – это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения – это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

Из книги Из «Слов пигмея» автора Акутагава Рюноскэ

ОГРАНИЧЕНИЕ Талант тоже строго ограничен рамками. Ощущение этих рамок навевает легкую грусть. И в то же время как-то непроизвольно вызывает умиление. Это как если поймешь, что бамбук – это бамбук, а дикий виноград – дикий

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

ЛЕКЦИЯ № 8 Обобщение и ограничение; определение понятий 1. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятия - это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

136. ОБОБЩЕНИЕ И когда увидел Амман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц перед ним, то задумал Амман истребить всех иудеев.Библия - Эсфирь, 3:5-6В частности существует только то, что существует в общем.Талмуд - Сота,

Из книги Логика автора Шадрин Д А

17. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятия – это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.Например, обобщая

Из книги Алгоритмы разума автора Амосов Николай Михайлович

Обобщение моделей Операция выделения обобщенной модели из серии конкретных моделей осуществляется их последовательным сравнением и выделением общего признака сходства между ними (пример - «четвероногие»). При этом все остальные признаки, по которым модели серии

Из книги Нищета историцизма автора Поппер Карл Раймунд

1. Обобщение Согласно историцизму, в физических науках возможность и успешность обобщения основаны на всеобщем единообразии природы: наблюдения (лучше сказать - предположения) свидетельствуют о том, что в сходных обстоятельствах случаются сходные вещи. Полагают, что

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Ограничение и обобщение Мы можем манипулировать понятием, ограничивая его и обобщая. Чтобы ограничить понятие, надо добавить ему какой-нибудь видовой признак. Чтобы обобщить понятие, нужно ему какой-нибудь видовой признак отрезать.Например, чтобы ограничить понятие

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Аналитики понятий глава вторая О дедукции чистых рассудочных

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Дедукции чистых рассудочных понятий раздел второй Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий § 15. О возможности связи вообще Многообразное [содержание] представлений может быть дано только в чувственном созерцании, т. е. в созерцании, которое есть не что

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Обобщение и ограничение понятия Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием, к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например, обобщая понятие «убийство», мы переходим к понятию «преступление».

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

3. Обобщение и ограничение понятий Из множества других логических операций с содержанием и объемом понятий, рассматриваемых формальной логикой, выделим еще две, тоже весьма распространенные и важные, тесно связанные между собой. Это обобщение и ограничение понятий. В них

Из книги автора

3. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятий1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах: «Основной закон государства» - «закон», «гражданин» - «гражданство», «действующее законодательство» -«законодательство», «администрация

Из книги автора

§ 6. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ Обобщение и ограничение понятий являются операциями, которые осуществляются на основе закона обратного отношения.Обобщение понятия - это переход от некоторого понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.Например,

Из книги автора

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ Эти логические операции основаны на законе обратного отношения между содержимым и объемом понятия.Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с б?льшим содержанием к понятию с б?льшим объемом, но с меньшим содержанием.

На указанном выше законе основаны две логические опера­ции над понятиями: ограничение и обобщение.

Def 1.2.1. Ограничение понятия - это логическая операция, в результате которой уменьшают объем исходного понятия пу­тем добавления признака к его содержанию.

Exmpl 12.1.. Пусть имеется понятие «архитектурное соору­жение». Добавим признак «деревянный», тогда получим поня­тие с меньшим объемом «деревянное архитектурное сооруже­ние». Если мы дальше будем прибавлять признаки, то ооъем понятия будет также уменьшаться: «старинное деревянное ар­хитектурное сооружение», «русское старинное деревянное ар: хитектурное сооружение» и т. д.

При выполнении данной операции важно следить за тем, чтобы на каждом шаге получалось понятие с меньшим объемом,

чем у предыдущего.

I? Одна из ошибок, которую допускают, выполняя эту опе­рацию, заключается в том, что, образуя некоторое новое поня­тие, забывают указать какой-либо признак, имеющийся у пред­шествующих понятий.

Exmpl 1.2.2. «Принцесса - юная принцесса - белокурая юная принцесса - белокурая принцесса, которую съел дракон». Здесь допущена ошибка на третьем шаге выполнения операции, no­il


скольку последнее понятие не является меньшим по объему, чем " понятие «белокурая юная принцесса» 5 .

Def 1.2.2. Обобщение- логическая операция, в результате которой увеличивается объем понятия путем отбрасывания при­знаков, имеющихся в его содержании. Обобщение можно пони­мать как операцию, обратную ограничению.

Следующая цепочка понятий является примером выполне­ния указанной операции.

Exmpl 1.2.3. «Игрок футбольной команды „Зенит" - игрок футбольной команды - игрок команды - игрок».

I При выполнении данной операции важно следить за тем, чтобы на каждом шаге получалось понятие с большим объемом, чем у предыдущего.

Одна из ошибок, которую допускают, выполняя эту опе­рацию, заключается в том, что, образуя некоторое новое поня­тие, оставляют какой-либо признак, имеющийся у предшеству­ющих понятий.

Exmpl 1.2.4. «Русское старинное деревянное архитектурное сооружение - старинное деревянное архитектурное сооруже­ние - русское деревянное архитектурное сооружение». Здесь допущена ошибка на втором шаге 6 .

Виды понятий. По содержанию понятия делятся по следу­ющим признакам: 1) конкретные и абстрактные, 2) собиратель­ные и несобирательйые, 3) положительные и отрицательные. Рассмотрим их по отдельности.

1) Конкретные и абстрактные.

Def i.2.3. Конкретные понятия - это понятия, в которых мыслятся объекты.

Exmpl 1.2.5. «Красивая кошка», «глупый гном».

Def i .2.4. Абстрактные понятия - это понятия, в которых мыс­лится признак, свойство или отношение отдельно от объектов.

Exmpl 1.2.6. «Красота», «глупость», «белизна» и ъ п.

2) Собирательные и несобирательные.

Def 1.2.5. Собирательным называется понятие, признаки ко­торого относятся к множеству объектов в целом, но не к каждо­му элементу множества.

Exmpl 12.7. «Футбольная команда», «Таманская дивизия».

Def I.2.6. Несобирательные понятия - это понятия, призна­ки которых относятся к каждому элементу множества.

Exmpl 12.8. «Пивная кружка», «топор».

5 Драконы, как известно, едят не только юных принцесс.

6 Надеемся, что читатель объяснит ее самостоятельно.


3) Положительные и отрицательные.

Def i.2.7. Положительное понятие - понятие, которое указы­вает на наличие у предмета того или иного свойства (качества).

Exmpl 12.9. «Хитрый шпион», «крылатый змей».

Def I.2.8. Отрицательное понятие - это понятие, которое ука­зывает на отсутствие у предмета некоторого свойства (качества).

Exmpl 12.10. «Бесконечная история», «неработающий ком­пьютер» 7 .

По объему понятия делятся на единичные и общие.

Def I.2.9. Единичным называют понятие, в объеме которого мыслится один-единственный объект.

Exmpl 1.2.11. «Столица Российской Федерации», «автор ро­мана „Мастер и Маргарита"».

Def 1.2.10. Общим понятием называют понятие, в объеме ко­торого мыслятся два и более объектов.

Exmpl 1.2.12. «Промышленное предприятие», «вампир», «оли­гарх».

Одним из важнейших разделов логического учения о поня­тии является исследование вопроса об отношениях между по­нятиями. Следует обратить внимание на то, что под отношени­ями между понятиями понимают отношения между объемами понятий. Эти отношения значимы не только сами по себе, но и постольку, поскольку на них основываются правила работы с суждениями и некоторые виды умозаключений. Поэтому край­не важно хорошо понять этот раздел и научиться устанавливать возможные варианты отношений между объемами понятий.

Обратим внимание читателя также на то, что некоторые по­нятия настолько различны по содержанию, в них мыслятся сущ­ности столь различной природы, что устанавливать какое-либо отношение между их объемами попросту неразумно, такие по­нятия мы будем называть несравнимыми.

Exmpl 1.2.13. «Любовь» и «кирпич». Между объемами этих понятий нет смысла устанавливать отношение.

Если же в понятиях мыслятся сущности сходной природы, то такие понятия мы будем называть сравнимыми.



Exmpl 1.2.14. «Кирпич» и «строительный материал», «лю­бовь» и «возвышенное чувство».

7 В некоторых учебниках по логике выделяют также относительные и бе­зотносительные понятия. По мнению авторов пособия, это деление не явля­ется важным для дальнейшего изучения логики, а его применение, как пока­зывает практика преподавания, приводит к многочисленным спорам и затруднениям.



А - равносторонний прямоугольник; В -квадрат.

Def 1.2.12. Пересечение. Два понятия находятся в отноше­нии пересечения, если объем одного из них частично совпадает с объемом другого, а объем второго также только частично со­впадает с объемом первого.

А - женщина; В - врач.

Def 1.2.13. Подчинение. Два понятия находятся в отношении подчинения, если объем одного из них полностью включается в объем другого, но не исчерпывает его.

А - студент; В - студент-заочник.

Отношение подчинения именуют также отношением «рода и вида».

Для отношения подчинения понятие с большим объемом на­зывают подчиняющим (или родовым), а понятие с меньшим объемом называют подчиненным (или видовым).


I При работе с понятиями нельзя смешивать два вида отно­шений - отношение подчинения между понятиями и отноше­ние части и целого, которое мы устанавливаем между некото­рыми объектами.

Exmpl 1.2.15. Понятия «геометрическая фигура» и «треуголь­ник» находятся в отношении «род-вид», но понятия «треуголь­ник» и «сторона треугольника» находятся в отношении «часть-целое».

Различие между этими отношениями весьма существенное. Так, видовое понятие всегда наследует признаки (свойства) рода. Иначе говоря, все, что мы можем сказать о родовом понятии, мы можем сказать о видовом. Например, все теоремы, доказанные относительно треугольников вообще, истинны применительно к равносторонним треугольникам. Но для отношения части и це­лого такое наследование признаков осуществляется крайне ред­ко. Например, не все, что может быть сказано о человеке, может быть сказано о руке человека.

I? Одна из часто встречающихся ошибок заключается в изоб­ражении на кругах Эйлера понятий, в которых мыслятся части и целое, как отношение подчинения (род-вид). Но объемы та­ких понятий можно соотнести только через соподчинение, по­добрав некоторое общее родовое понятие. Например, для поня­тий «фюзеляж», «крылья», «шасси» общим родовым понятием будет понятие «части самолета».

2. Отношения несовместимости.

Def 1.2.14. Соподчинение. Это отношение между как мини­мум тремя понятиями, одно из которых является родовым, а два других - видовыми, при этом объемы видовых понятий не име­ют общих элементов.

А - хищное животное; В - тигр; С - волк.

Def 1.2.15. Контрарность (противоположность). Два поня­тия находятся в отношении контрарности, если они соподчине­ны третьему, при этом в содержании одного из них мыслятся такие свойства (признаки), которые противопоставляются свой­ствам (признакам) из содержания другого.


внвшивекожжических связей экономи ки и права
БИБЛИОТЕКА

Можно указать два варианта контрарности. В одном из них допускается существование третьего, промежуточного элемен­та (рис 1), в другом существование третьего элемента невозмож­но (рис. 2).

Рис. 1 А - большой дом; Рис.2. А- живой человек;

В - маленький дом В - мертвый человек

Def 1.2 Л6. Контрадикторностъ. Говорят, что два понятия на­ходятся в отношении контрадикторности, если в содержании одного из них отрицаются признаки из содержания другого, но не предлагается ничего взамен.

В принципе возможны два варианта контрадикторности: в первом отрицание относится к одному из свойств, мыслимых в содержании, во втором случае отрицается все содержание по­нятия целиком.

Рис. 2 - книга; не-А- не-книга

Рис. 1. А- большой дом; не-А - небольшой дом

Если отвлечься от последнего варианта контрадикторности, край­не редко встречающегося, то можно говорить об одном-единствен-ном отношении несовместимости - отношении соподчинения.

УПРАЖНЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 13*

(^Укажите в каждой группе понятие, наиболее богатое по со­держанию. . .,_. . .

1 ^- г * ЗнаякомЧ*"3["9Й*^ ей1 * теэгвдания, для которых в разделе «Решения* при-,"^децы правильные ответы или указания по выполнению.


1. Студент технического вуза, студент технического универ­ситета, студент*.

2. Радиотелефон, телефон, средство связи*.

3. Птица, почтовый голубь, голубь*.

4. Алкогольный напиток, пиво, пиво «Балтика» № 4, отече­ственное пиво*.

5. Игрок футбольной команды «Зенит», игрок, игрок фут­больной команды, игрок спортивной команды.

6. Христианство, православие, религия.

7. Периодическое издание, газета «Спорт-экспресс», газета «Спорт-экспресс» за 16 декабря 2003 года.

8. Автопортрет Винсента ван Гога, картина Винсента ван Гога, картина, автопортрет.

9. Знак, математический знак, знак умножения.

10. Млекопитающее, животное, собака, пудель.

(и) Укажите в каждой группе понятие с наибольшим объе­мом.

1. Четырехугольник, квадрат, правильный четырехугольник*.

2. Компьютер, техническое устройство, компьютер фирмы

3. Каменный дом, архитектурное сооружение, коттедж, жи­лой дом*.

4. Стихотворение А.С. Пушкина, произведение А.С. Пушки­на, литературное произведение*.

5. Пистолет, пистолет Макарова, винтовка, оружие.

6. Средство передвижения, автомобиль, иномарка, автомо­биль ВАЗ. -

7. Рабочий, трудящийся, слесарь, слесарь 5-го разряда.

8. Документ, паспорт, удостоверение личности, студенческий

9. Мост, инженерное сооружение, мост в Санкт-Петербурге,

Дворцовый мост.

10. Следователь, юрист, прокурор, адвокат.

III. Используя отношение рода и вида между понятиями, уточните критерий правильности выполнения операций обоб-

1. Батарея - солнечная батарея -у"точная электростанция*

2. Певец - оперный певец - певг" ** **-«"«mJmvmu£--


НМИЬ|Ь


4. Оружие - огнестрельное оружие - старинное огнестрель­ное оружие.

5. Час - минута - секунда.

6. Свет - источник света - настольная лампа.

7. Преподаватель - профессор - преподаватель физики.

8. Шпион - английский шпион - Джеймс Бонд.

9. Болезнь - внутренняя болезнь - болезнь желудка - язва желудка.

1Q. Дом - фундамент - стены - перекрытия - крыша. (^Установите, правильно ли выполнена операция обобщения погттия. (Если неправильно, укажите, на каком шаге допущена ошибка.)

1. Настольная лампа - лампа - свет*.

2. Пистолет - огнестрельное оружие - оружие*.

3. Шпион 007 - шпион - разведчик - представитель спецслужб*.

4. Логическая операция - операция - деятельность.

5. Компьютер фирмы IBM последнего поколения - компью­тер фирмы IBM - компьютер - устройство для обработки ин­формации.

6. Деревянный письменный стол - письменный стол - стол -предмет мебели.

7. Ускорение - быстрое движение - движение.

8. Следователь - юрист - правовед.

9. Именная акция фирмы «Нефтьглазалмаз» - именная ак­ция фирмы - акция фирмы - ценная бумага.

10. Лимонад «Буратино» - лимонад - прохладительный на­
питок - газированный прохладительный напиток.

(уиРасставьте понятия в каждой группе в строгом порядке увеличения объема каждого последующего.

1. Учебник, учебник психологии, книга, учебник психологии для педагогических вузов.

2. Документ, паспорт, удостоверение личности.

3. Поезд, поезд «Красная стрела», скорый поезд, фирменный скорый поезд.

4. Млекопитающее, лев, животное, животное семейства ко­шачьих.

5. Герой, сказочный герой, хоббит, толстый хоббит.

6. Река, водоем, Волга, большой проточный водоем.

7. Хищник, волк, млекопитающее, животное.

.,3- Человек,- знаменитый полководец, Цезарь, выдающаяся
личность."-^ " j

... t 9, Московский Кремль- архитектурный ансамбль, комплекс зданий и сооружений. ~" "


растение, береза, дерево, лиственное дерево. .. Jr Расставьте понятия в каждой группе в строгом порядке увеличения содержания каждого последующего.

1. Трехглавый дракон, дракон, сказочное существо, суще­ство.

2. Английская принцесса, лысая английская принцесса XIX века, принцесса, английская принцесса XIX века.

3. Рабочий, слесарь, трудящийся.

4. Современное средство связи, телефон, радиотелефон, сред­ство связи.

5. Архитектурное сооружение, каменный дом, дом, трехэтаж­ный каменный дом.

6. Держава, государство, европейское государство, Англия.

7. Искусство, живопись, изобразительное искусство, марини-стика.

8. Ботинки, обувь, полуботинки, туфли.

9. Мебель, кресло, деревянное изделие, кресло-качалка.

10. Роман «Евгений Онегин», произведение А.С. Пушкина,
роману стихах.

WIN/Выполните не менее чем на три шага операцию ограни-ченИаГнад следующими понятиями; 1) картина, 2) профессор, 3) вентилятор, 4) право, 5) юрист, 6) наука, 7) человек, 8) ма­ши»^) море, 1р) профессия.

(ХлЬВыполните не менее чем на три шага операцию обобще-низИшд следующими понятиями: .1) опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», 2) третий закон И. Ньютона, 3) комедия Ч. Чаплина «Великий диктатор», 4) чашка со сладким чаем, 5) подосиновик, 6) социальная психология, 7) река, 8) домаш-нее^ивотное, 9) страна, 10) руководитель. - ПСХкажите в каждой группе понятий все те, которые нахо­дящей в отношении тождества. {Если таких понятий нет, от­метьте это.)

1. Спор, полемика, диалог*.

2. Президент, глава государства, император*.

3. Атом, электрон, элементарная частица, протон.

4. Натуральное число, число «И», простое число, положи­тельное целое число.

5. Квадрат, прямоугольник, прямоугольный ромб.

6. Крокодил, пресмыкающееся, хищное земноводное, алли­гатор.

7. Человек, юрист, выдающаяся личность, разумное существо.

8. Космонавт, астронавт, Юрий Гагарин, командир экипажа космического корабля.


9. Орган труда, рука, верхняя конечность разумного суще­ства.

Щ. Лекарь, врачеватель, хирург, терапевт. СХиУкажите, сколько понятий в каждой представленной ниже группе находятся в отношении пересечения. Какие это понятия? (Если ни одна пара не образует отношения пересечения, отметь­те это.)

1. Студент, москвич, отличник*.

2. Атмосферные осадки, снег, дождь*.

3. Точные науки, математика, логика.

4. Подарок, дар, презент. ,

5. Искусство, религия, философия.

6. Река, озеро, море.

7. Студент, аспирант, бакалавр, магистр.

8. Дождь, снег, осадки, атмосферные явления.

9. Мальчики, девочки, дети, школьники.

JA, Юристы, врачи, больные, здоровые. ,

ГХ1Ъ Укажите, сколько понятий в каждой представленной нижсгруппе находятся в отношении подчинения. Какие это по~ пятая! (Если ни одна пара не образует отношения подчинения, отметьте это.)

1. Человек; спортсмен; мастер спорта*.

2. Честный человек; политик; предприниматель*.

3. Общительный человек; холерик; ленивый человек.

4. Математик; женщина-математик; первая женщина-мате­матик; Софья Ковалевская. >

5. Искусство, эстрада, опера.

6. Калий, натрий, металл.

7. Писатель, журналист, поэт.

8. Самолет, пароход, автомобиль, средство передвижения.

9. Специалист, преподаватель, балерина.
/ £& ч Футбол, хоккей, игра.

(Х\\уУкажите в каждой группе понятия, которые находят-
ся^лтношении противоположности. (Если такие понятия в
группе отсутствуют, отметьте это.)
.

1. Гуманный, негуманный, добродушный*.

2. Глубокое озеро, мелкое озеро, лужа*.

3. Реформы демократические, реформы недемократические, преобразования.

4. Реформатор, консерватор, политик.

5. Близкий, родной, неродной.

6. Сильный, мощный, слабый.

7. Революционер, экстремист, контрреволюционер.


9. Неизвестность, тайна, известность. 1вк Добрый, отзывчивый, злой.

/xrWУкажите в каждой группе понятия, которые находятся в ФгКошении противоречия. (Если такие понятия в группе от­сутствуют, отметьте это.)

1. Поступки законные, поступки незаконные, преступления.

2. Грибы ядовитые, грибы неядовитые, съедобные грибы*.

3. Восход Солнца, заход Солнца, полдень.

4. Злопамятный человек, незлопамятный человек, человек с хорошей памятью.

5. Недруг, враг, противник, друг.

6. Серьезный, задумчивый, несерьезный,

7. Научный, религиозный, философский, ненаучный.

8. Гармония, созвучие, какофония.
Э.Смелый, робкий, несмелый, отважный.

1руг, приятель, враг, недруг.

Укажите в каждой группе понятие, не входящее в отно-
__ соподчинения с остальными.

1. Высшее учебное заведение, институт, згниверситет, акаде­мия, школа*.

2. Университет, исторический факультет, физический фа­культет, факультет*.

3. Санкт-Петербург, Невский район, Центральный район,

район города.

4. Монарх, президент, Президент Франции, Дрезидент Рос­сии, Президент США.

5. Спортивная игра, футбол, хоккей, теннис.

6. Наказание, заключение под стражу, задержание, осужде­ние.

7. Босоножки, туфли, обувь, спортивная обувь.

8. Смычковый инструмент, скрипка, альт, контрабас.

9. Ученое звание, профессор, дрктор наук, доцент.
«Офицер, сержант, старшина, майор, капитан.
^Представьте на кругах Эйлера отношения между поня-

__ а в следующих группах.

3-2276

1. Движение (А), быстрое движение (В), вращение (С)*.

2. Юноша (А), студент (В), спортсмен (С)*.

3. Адвокат (А), юрист (В), прокурор (С), мужчина (D).

4. Квадрат, прямоугольник, прямоугольник с равными.сто­ронами, геометрическая фигура зеленого цвета.

5. Деньги, валюта, доллары, банк*.

6. Мать, дочь, внучка, бабушка, сестра*.


jflrflte^-t Ц"^-*-........................... ; - J£-U_f :■-■;


7. Университет, вуз, академия, колледж.

8. Верующий, католик, православный, иудей.

9. Оружие» пистолет, финский нож, пушка.

10. Кража, разбой, мошенничества

XVII. Попробуйте указать понятия, отношения между объе­мами которых соответствовали бы следующим схемам.

Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием, при котором происходит исключение видового признака. В силу относительности понятий логического рода и вида родовое понятие может быть в свою очередь видовым по отношению к более общему понятию. Во многих случаях процесс обобщения может охватывать очень длинный ряд понятий. С каждым новым обобщением объем понятия, получающегося в результате обобщения, будет становиться все более широким. Например, обобщая понятие "МВД РФ" (а), мы последовательно перейдем к понятиям "министерство" (в), "орган государственного управления" (с), "орган управления" (d), "орган" (е).

Для наглядности операцию обобщения можно представить в кругах Эйлера.(рис. 1)

Рис. 1

Каждое последующее понятие является родовым по отношению к предыдущему и полностью входит в его объем. Таким образом, для обобщения понятия необходимо уменьшить содержание исходного понятия, т. е. исключить видовые или индивидуальные признаки.

Обобщение понятий не может быть бесконечным. Пределом обобщения являются понятия с предельно широким объемом – философские категории (материя, сознание, движение и т. д.). Категории не имеют родового понятия, и обобщать их нельзя.

Ограничение понятия – это логическая операция перехода от понятий с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием, при котором в содержание данного понятия включается новый существенный признак.

Если же включаемый в содержание понятия новый признак не принадлежит к числу существенных, а выводится из них, то добавление такого признака объем понятия не меняет. Например, если к числу существенных признаков понятия "квадрат" – к прямоугольности и равносторонности – мы добавим признак равности диагоналей, то объем понятия не изменится.

Напротив, если присоединяемый к содержанию понятия новый признак не принадлежит всем предметам, мыслящимся в данном понятии, то добавление такого признака ведет к изменению объема. Объем понятия сужается. Так, если к числу признаков растения мы добавим признак размножения при помощи спор, то мы сузим объем мыслимого в этом случае понятия "растение", ограничив его "споровыми растениями", исключив "цветковые растения".

Данная операция является обратной по отношению к обобщению понятия. Соответственно, для того чтобы ограничить понятие, необходимо к нему прибавлять отличительные, видовые признаки. Например, для ограничения понятия "юрист" мы добавляем отличительные признаки рода деятельности и получаем понятие "следователь". Пределом ограничения являются единичные понятия. Например, "следователь прокуратуры Иванов И. И.".

Так же, как и обобщение, ограничение понятия может продолжаться достаточно долго, охватывая длинную цепь понятий. При этом с каждым таким переходом объем каждого следующего вида будет становиться все более узким.

19. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Виды определений:

1) номинальное – это определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя). Цель данного определения – формирование нового термина. Например, несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей называется заблуждением. В данном случае мы ввели новый термин – заблуждение – вместо описания процесса;

2) реальное – это определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например, логика – философская наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.

Так как определение понятия состоит в установлении его существенных признаков, то правила определения должны, очевидно, заключать в себе указания приемов, с помощью которых могут быть найдены именно существенные, а не иные признаки определяемого понятия.

Во многих случаях перечисление всех таких признаков – слишком продолжительное занятие. Существует иной способ, который состоит в том, что указывается, во-первых, ближайший род, к которому данное определяемое понятие принадлежит. Во-вторых, указывается особый признак, посредством которого данное понятие отличается как вид от всех других видов указанного рода. Этот признак называют "видовым отличием", а сам прием определения называется определением "через ближайший род и через видовое отличие".

Определение через ближайший род и видообразую-щее отличие применяется всюду, где предыдущее исследование выяснило, что определяемое понятие есть понятие о предмете, принадлежащем к одному из видов некоторого рода. Таковы многие понятия математических, физических и других наук. Например, логику можно определить как философскую науку о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности. Это есть определение через род и видовое отличие.

Определение через ближайший род и видообразующее отличие предполагает, что определяемое понятие есть понятие о предмете, который:

1) уже возник и существует;

2) связан определенным отношением принадлежности к другому классу предметов, заключающему его в себе так, как род включает вид.

При этом способ возникновения предмета не отмечается в самом определении.

Приемы, сходные с определением: описание, сравнение, характеристика, различение.

Описание – перечисление, как правило, внешних признаков предмета. Оно играет важную роль в деятельности. Так, принимая какое-либо решение, необходимо стремиться к наиболее полному описанию всех следствий, к которым приведет данное действие.

Характеристика – это указание отличительных, характерных черт и признаков единичного предмета.

Сравнение – это прием, который используется для образной характеристики предмета.

С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним, предметов. Например, в практике следователя часто встречаются так называемые "особые приметы".

20. ВИДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ

По характеру определяемого определения подразделяются на два вида: реальные и номинальные.

Реальное – это определение самого предмета, отраженного в понятии. Примеры таких определений дают энциклопедии и специальные научные словари.

В номинальных определениях раскрывается смысл самого слова.

Примером данного определения служат толковые словари.

По характеру определяющего определения выделяются через ближайший род и видовое отличие, а также соотносительные определения.

Определение через ближайший род и видовое отличие имеет множество разновидностей: генетическое определение, сущностное определение, функциональное определение, структурное определение.

Деление – это логическая операция, при помощи которой развивается объем понятия. Благодаря делению выявляется круг предметов, на которые распространяется слово, выражающее понятие о них.

Деление следует отличать от мысленного расчленения. Первое есть деление рода на виды, а второе – членение целого на части.

Деление – это родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды.

Члены деления – полученные в результате самой операции виды родового понятия.

Основание деления – признак, по которому производится эта операция.

В зависимости от характера признака различают следующие виды деления:

1) деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления;

2) деление по видоизменению признака, положенного в основание этой операции;

3)смешанное деление.

Классификацией называется распределение вещей по классам согласно сходству между ними. Классификация вещей, или распределение их по классам, преследует определенные задачи, которые можно формулировать так: распределение вещей по группам в таком порядке, который наиболее полезен для припоминания вещей и для определения их свойств.

Классификация широко используется в науке, и именно здесь встречаются наиболее сложные и совершенные классификации. Отличным примером научной классификации является Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Она фиксирует связи между химическими элементами и определяет место каждого из них в единой таблице. Первое требование хорошей классификации заключается в том, чтобы пункты сходства, на основании которых мы составляем классы, были важны в практическом отношении.

Требование классификации состоит в том, чтобы она давала возможность сделать наибольшее число утверждений. Та классификация будет наилучшей, в которой предметы сходны друг с другом в возможно большем числе признаков. Выделяют следующие виды классификаций:

1) естественная классификация. В качестве ее основания берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов;

Обобщение и ограничение понятия являются двумя взаимообратными логическими операциями, позволяющими на основе одного понятия построить (найти) другое - новое понятие.

Обобщение - операция, посредством которой совершается переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

В основе обобщения понятия лежит поиск родового понятия по отношению к исходному путем отбрасывания видового признака исходного понятия.

Допустим, мы в качестве исходного имеем понятие "студент". От прочих учащихся студенты отличаются тем, что они учатся в высших или средних специальных учебных заведениях. Отбросив этот видовой отличительный признак, мы получим понятие "учащийся" - родовое для исходного понятия. В свою очередь понятие "учащийся" может быть обобщено в родовое уже для него понятие "человек". Для этого надо отбросить видовые признаки учащегося, отличающие его от других людей. Понятие же "человек" можно обобщить по тому же алгоритму в понятие "млекопитающее", а последнее понятие - в понятие "животное" и т.д.

Нетрудно заметить, что, отбрасывая видовые признаки обобщаемых понятий, мы каждый раз создаем (находим) понятие, объем которого больше по сравнению с предыдущим. Очевидно, в расширении объема понятия при его обобщении должен наступить предел, дальше которого обобщать невозможно. В нашем примере этот предел будет достигнут, когда, обобщив понятие «животное» в понятие "элемент биосферы", мы затем перейдем от него к понятию "явление", которое не поддается дальнейшему обобщению, так как его содержание состоит из одного признака - быть существующим. Отбрасывание этого единственного признака приведет к уничтожению понятия, поскольку абсолютно бессодержательных понятий не существует. Таким образом, пределом обобщения понятий являются философские категории - "предмет", "вещь", "явление" и др., которые безграничны по объему, а следовательно, не поддаются дальнейшему обобщению.

Ограничение понятия - логическая операция, обратная обобщению. Посредством ограничения совершается переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом (от родового к видовому).

Ограничение понятия производится путем прибавления к содержанию понятия видообразующего признака. Например, нам надо ограничить понятие "здание". Прибавив к содержанию этого понятия признак "кирпичный", мы получим видовое в отношении к исходному понятие "кирпичное здание". Дополнив содержание полученного понятия признаком "трехэтажный", мы получим новое понятие "трехэтажное кирпичное здание" и т.д. Поскольку пределом сужения является один его элемент, постольку пределом ограничения является единичное понятие, в объеме которого находится один из конкретных предметов класса, выделяемого исходным понятием. В нашем примере мы выйдем на предел ограничения, если укажем адрес конкретного трехэтажного кирпичного здания.

Обратим внимание на то, что в логических операциях обобщения и ограничения четко прослеживается связь между содержанием понятия и его объемом. Обобщая понятие, мы последовательно обедняем его содержание, и это неуклонно ведет к расширению его объема. Ограничивая понятие, мы видим обратную картину - обогащение содержания понятия ведет к уменьшению его объема. Все это позволяет сформулировать важный логический закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий : если понятия находятся в отношении подчинения друг к другу, то понятие с большим объемом будет беднее по содержанию, и наоборот, понятие с более богатым содержанием будет уже по объему.

Для того, чтобы корректно производить обобщение и ограничение понятий, надо руководствоваться простым правилом: понятия, получаемые в результате обобщения (ограничения), должны находиться в отношении подчинения с исходными обобщаемыми (ограничиваемыми) понятиями. В соответствии данному правилу, например, в корректности обобщения понятия А в понятие В , можно убедиться, если мы утвердительно ответим на два вопроса: 1) все ли А являются В ; 2) есть ли В , которые не являются А . Обобщение понятия «металл» в понятие «химический элемент» безусловно правильно, поскольку все металлы являются химическими элементами (утвердительный ответ на первый вопрос), и среди химических элементов есть химические элементы, металлами не являющиеся (утвердительный ответ на второй вопрос).

Нарушения правила обобщения (ограничения) – это пересечение при обобщении (ограничении), равнообъемность при обобщении (ограничении) и несовместимость при обобщении (ограничении).

Пересечение при обобщении (ограничении) – наиболее часто встречающаяся ошибка, возникающая вследствие недоучета возможного неполного совпадения родового признака с предметами обобщаемого (ограничиваемого) понятия. Ограничив, например, понятие «молодой человек» в понятие «студент», мы совершим данную ошибку, поскольку не учтем, что в реальности не все студенты являются молодыми людьми.

Равнообъемность при обобщении (ограничении) – ошибка, возникающая вследствие иллюзорного несовпадения объемов некоторых равнообъемных понятий. Пример такой ошибки - обобщение понятия «правнучка» в понятие «женщина». Поскольку признак быть правнучкой является более конкретным по сравнению с половым признаком женского пола, постольку возникает иллюзия, что первое понятие по объему уже второго. В действительности же они равнообъемны: все правнучки – женщины, и все женщины – чьи-то правнучки.

Несовместимость при обобщении (ограничении) (например, обобщение понятия «квартира» в понятие «дом» или ограничение понятия «книга» в понятие «страница») - наиболее грубое, хотя, увы, довольно распространенное нарушение правила обобщения (ограничения), являющееся следствием полного непонимания того, что части предметов, входящих в объем понятия, не являются элементами объема данного понятия (ни одна квартира не является домом, и ни одна книга не является страницей).

Логическая операция обобщения понятий.

Обобщение и ограничение понятий. Основное требование к выполнению данных операций и ошибки в обобщении и ограничении.

Обобщение объема А - логическая операция, в ре­зультате которой образуется имя с объемом В, содер­жащим в себе объем А. Иными словами, обобщить имя А - значит образовать такое другое имя В (род), кото­рое подчиняло бы себе имя А (вид).

На первый взгляд, обобщение - то же, что и включение. Однако это не совсем так. Разница прежде всего в том, что при обобщении более общее имя В может быть в принципе неизвестным. Его содержание надо еще выработать, объем установить или уточнить, а само имя, быть может, заново сформулировать, в то время как при включении А в В эти имена выступают как данные. Процессы обобщения - неотъемлемые свойства научного познания. Прежде чем появилось обобщающее имя «закон Бойля-Мариотта», прошли десятилетия упорного труда ученых по исследованию зависимости между давлением и объемом различных газов.

В процессе познания обобщающее имя в свою очередь может быть обобщено и т.д. Пределом обоб­щения в каждом конкретном случае выступает некое универсальное имя. В различных науках - это имена, фиксирующие фундаментальные понятия (научные категории): точка, прямая, плоскость - в геометрии, материальная точка, масса, сила, ускорение - в меха­нике; атом, молекула, валентность - в химии; труд, товар, деньги, стоимость - в экономической теории; предмет, свойство, отношение - в логике.

Ограничение - логическая операция, обратная обобщению. Она состоит в нахождении имени с объе­мом В, который содержится в объеме А. Ограничить объем А - значит найти такое другое имя В (вид), ко­торое находилось бы в отношении подчинения к А (роду). Пределом ограничения выступают имена, объемы которых равны одному предмету (единичные име­на). Так, пределом ограничения имени «столица» яв­ляются имена отдельных государств: Минск, Москва, Токио и т.д.

Особой разновидностью ограничения является выделение типа, или типизация. Тип - это имя, кото­рому однородные предметы соответствуют в той или иной мере. Если некоторые предметы составляют объ­ем имени А и среди них есть такие, что безусловно (т.е. со степенью, равной 1) принадлежат к объему В, а другие обладают этим свойством в некоторой (меньшей) степени, то имя с объемом В представляет собой тип. Так, ограничивая объем имени «человек», можно получить имя «высокий человек». Это будет тип, поскольку, исходя из практики и разумных сооб­ражений, можно выделить, безусловно, высоких людей, остальных же упорядочить по степени их принадлеж­ности к высоким людям, до той границы, за которой находятся, безусловно, невысокие люди (степень их принадлежности к объему имени «высокий человек» равна 0). Тип, таким образом, есть имя с нечетким объемом.



Логические операции с объемами имен не следу­ет смешивать с мысленными переходами от части к це­лому и, наоборот, от целого к части. Специфика по­следних наиболее отчетливо выявляется при их сопос­тавлении с операциями обобщения и ограничения.

Обобщаемое имя заключает в себе все содержа­ние результата обобщения, но не наоборот. Иными словами, вид обладает всеми признаками рода. Напри­мер, можно, обобщив имя «газета», получить имя «периодическое издание», и ни одна газета не мыслима без этого родового признака.

Иначе обстоит дело при переходе от части к це­лому. Ознакомившись с отдельными помещениями в новой квартире, можно составить представление о квартире в целом, но нельзя переносить свойства всей квартиры (например, то, что она состоит из трех ком­нат), на каждую из частей квартиры. Часть, таким об­разом, не обладает содержанием целого (здесь имеется аналогия с отношениями между собирательными и несобирательными именами).

Поэтому смешение операции обобщения (ограничения) с операцией мысленного перехода от части к целому (от целого к части) непозволительно и может служить источником серьезных заблуждений. Напри­мер, восточнославянское племя кривичей можно рас­сматривать иногда как разновидность, иногда как часть славян. В первом случае, зная, что восточные славяне поклонялись Перуну, мы не сделаем ошибки, заклю­чив, что и кривичи поклонялись Перуну (операция ограничения). Во втором же случае из знания о том, что восточные славяне подвергались набегам степня­ков, вовсе не следует, что и любая их часть, например, кривичи, подвергались этим набегам (переход от це­лого к части). В противном случае допускается логиче­ская ошибка.