Как взрастить гения. Константин душенко история знаменитых цитат Кто сказал талант 99 процентов труда

Нередко фраза цитируется по фильму «Золотой теленок» (1968): «…Нас ждут великие дела».

В усеченном виде этот оборот встречается в главе 18 «Золотого теленка»:

«Ровно в девять часов такой человек входит в учрежденческий вестибюль и, полный благих намерений, заносит ножку на первую ступень лестницы. Его ждут великие дела. Он назначил у себя в кабинете восемь важных рандеву, два широких заседания и одно узкое».

Далеко не каждый советский читатель знал происхождение этой фразы. В повести Виктора Конецкого «Начало конца комедии» (1978) читаем:

«На каютной переборке в ногах койки у Сережи – как крест у ожидающего воскресения православного покойника – изображено красным фломастером изречение: “Вставайте, граф! Вас ждут великие дела! С. Экзюпери”».

Сережа не ошибался только в одном: фраза действительно французская. Считается, что она принадлежит графу Анри де Сен-Симону, знаменитому социалисту-утописту. Сен-симонист Гюстав д’Эйхталь в очерке «О жизни и характере Сен-Симона» (1830) сообщает:

«Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» – такими словами он, в возрасте семнадцати лет, велел будить себя каждое утро.

Позднее нередко утверждалось, что этими словами Сен-Симон велел будить себя не в 17, а уже в 15 лет.

В энциклопедическом издании «Универсальное обозрение» («Revue universelle», 1832, т. 4, статья «Сен-симонизм») об этом рассказано чуть иначе:

Его слуги и домочадцы начали видеть в нем нового Мессию и настояли, чтобы каждое утро он, вставая с постели и беря чашку кофе или шоколада, повторял: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!»

Французский историк Максим Леруа, автор «Истинной жизни графа Анри де Сен-Симона» (1925), считал эту историю легендой. Анатолий Левандовский, автор советской биографии Сен-Симона (1973), с Леруа не согласен: «Вряд ли нужен подобный скепсис». Однако единственное его возражение сводится к тому, что эта фраза «вполне в духе Анри Сен-Симона». Возражение крайне слабое.

Историческая фраза Сен-Симона – была она сказана или нет – восходит к античности. В трактате Плутарха «К непросвещенному властителю» рассказывалось:

У персидского царя был слуга, обязанностью которого было по утрам входить к нему и обращаться с такими словами: «Вставай, царь, и позаботься о делах, о которых велел тебе заботиться великий Оромазд!»

(Перевод А. Аверинцева)

Оромазд – греческая форма имени «Ахурамазда»; так именовали верховного бога зороастрийского пантеона.

Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота

Эта формула приписывается великому американскому изобретателю Томасу Эдисону (1847–1931).

Однако ее ранняя версия, без точного соотношения ингредиентов, связывалась с именем не Эдисона, а Кейт Санборн (1839–1917). Санборн объездила всю Америку, читая лекции на различные, прежде всего литературные темы. 4 декабря 1892 года газета «Springfield Republican» (штат Массачусетс) писала:

Считается, что именно Кейт Санборн сказала, что «талант – это пот». Эта мысль высказывалась очень часто, и почти в тех же самых словах. Обычно говорят, что «гений это скорее пот, чем вдохновение» (букв. «…скорее потение, чем вдохновение» – «perspiration more than inspiration»).

21 апреля 1893 года калифорнийская «Riverside Daily Press» цитировала слова Санборн: «Гений – это вдохновение, талант и пот».

Формула с процентами появилась в апрельском номере журнала «The Ladies’ Home Journal» за 1898 год:

Однажды, когда его попросили дать определение гения, мистер Эдисон ответил: «Два процента гения и девяносто восемь процентов тяжелого труда». В другой раз, в ответ на замечание, что гений – это вдохновение, он сказал: «Ба! гений – не вдохновение. Гений – это пот».

Насколько это сообщение достоверно, судить трудно; однако настораживает, что появилось оно в журнале для домохозяек.

В самом начале XX века приписанная Эдисону формула гения была исправлена: теперь соотношение вдохновения и пота составляло 1 к 99.

В 1910 году, еще при жизни Эдисона, вышла его двухтомная биография написанная Ф. Л. Дайером и Т. К. Мартином. Здесь говорилось:

Объяснение своих великих успехов «гением» Эдисон всегда отвергал, что видно из его исторического замечания, что «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Кроме того, много лет назад, когда Эдисон в своей лаборатории беседовал с [Ч. У.] Батчелором и Э. Х. Джонсоном, этот последний упомянул о гении Эдисона, заметном в некоторых его достижениях; Эдисон возразил: «Вздор! Я говорю вам, что гений – это тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл».

Всего вероятнее, «историческое замечание» было лишь приписано Эдисону журналистами, а биографы узаконили его задним числом. Гораздо достовернее выглядит формула «тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл». Именно таков был метод работы Эдисона.

Никола Тесла, другой великий изобретатель, начинавший как ассистент Эдисона, заметил не без иронии: «Чуть-чуть теории и расчетов сэкономило бы ему 90 процентов труда» (интервью в «Нью-Йорк таймс», 1931).

Во Франции определение гения дал естествоиспытатель Жорж Луи Бюффон: «Гений всего только бо́льшая способность к терпению» (согласно очерку Эро де Сешеля «Визит к Бюффону», 1785). В переводе Н. М. Карамзина (1798): «Гений, или творческая сила, есть не что иное, как терпение в превосходной степени. В самом деле, надобно иметь терпение, чтобы долго смотреть на предмет со всех сторон; смотрев долго, наконец понимаем его».

Социальная психология: «Гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». (Спиваков)

В данном высказывании поднимается проблема гениальности и ее природы. Эта проблема несомненно актуальна в современном мире, где каждый хочет проявить себя.

Спиваков писал: «Гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Иными словами, гениальность не строится только на таланте или вдохновении.

Чтобы стать гением, чтобы заявить о себе миру, нужно постоянно трудиться, саморазвиваться. Я согласна с мнением автора. Действительно: не становятся гениями ленивые люди, которые ждут, когда к ним придет «вдохновение». Все в жизни хотят успеха, но совсем не многие готовы трудиться не покладая рук чтобы этого успеха достигнуть. Вдохновение без усердной работы не сможет сделать из человека гения. В доказательство можно привести некоторые теоретические доводы.

Прежде всего, рассмотрим понятие гениальности. Гениальность-это высшая степень развития таланта человека, заключающаяся в том, что человек создает что-то принципиально новое, ранее неизвестное, чего еще не делал ни один человек. Вдохновение же- это прилив творческих сил. Просто прилив творческих сил не может обеспечить качественной работы на высшем уровне, одаренность тоже. Поэтому чтобы чего-то добиться нужно иметь силу воли и саморазвиваться. Под силой воли подразумевают свойство человека, которое заключается в способности совершенно сознательно управлять своими поступками и психикой. Сила воли помогает человеку преодолевать препятствия, которые могут возникнуть на пути достижения поставленной им цели. Саморазвитие же – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха. Помимо теоретической аргументации, можно привести и конкретные практические доводы.

Все великие люди не были великими от рождения. Но они обладали способностями и так называемым вдохновением, которые смогли направить в нужное русло для развития своих способностей, работы над собой. Например, немецкий математик Карл Гаусс с детства обладал большими способностями к математике. В три года он умел хорошо считать, а в начальной школе он уже легко и быстро складывал в голове более 100 цифр. Он не переставал развивать свой талант в математике, трудиться, и когда вырос, внес огромнейший вклад в эту науку.

Другим же примером является Петр из повести Короленко «Слепой музыкант». Несмотря на то, что Петя родился слепым, он сумел реализовать себя в жизни. С детства Петя начал играть на музыкальных инструментах. Сначала он пробовал играть на самодельной дудочке конюха, и это у него получалось хорошо. Когда мать заметила, как хорошо у него получается, она решила развивать талант ребенка, купила ему фортепьяно. Сперва Петя не хотел играть на нем, но потом у него стало получаться. Гости, которые приезжали послушать его, предвещали ему известность. Так и получилось. Спустя несколько лет, пройдя через многие жизненные испытания, Петр все так же работал над собой, трудился и развивал свой талант. Он не бросил своего увлечения и стал спустя годы известным музыкантом.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, действительно, гениальность только на один процент состоит из вдохновения, а остальные 99 процентов - это упорный труд.

С английского: Genius is one percent inspiration, and ninety-nine perspiration

Эта формула приписывается американскому изобретателю и предпринимателю Томасу Эдисону (1847-1931), автору многих изобретений и нескольких открытий.

Однако ее ранняя версия, без точного соотношения ингредиентов, связывалась с именем не Эдисона, а известному лектору Кейт Санборн (1839–1917). Санборн объездила всю Америку, читая лекции на различные, прежде всего литературные темы. 4 декабря 1892 года газета «Springfield Republican» (штат Массачусетс) писала:

Считается, что именно Кейт Санборн сказала, что «талант – это пот». Эта мысль высказывалась очень часто, и почти в тех же самых словах. Обычно говорят, что «гений это скорее пот, чем вдохновение» (букв. «…скорее потение, чем вдохновение» – «perspiration more than inspiration»).

«Гений – это вдохновение, талант и пот». - Кейт Санборн

Формула с процентами впервые появилась в апрельском номере журнала «The Ladies’ Home Journal» за 1898 год:

Однажды, когда его попросили дать определение гения, мистер Эдисон ответил: «Два процента гения и девяносто восемь процентов тяжелого труда» . В другой раз, в ответ на замечание, что гений – это вдохновение, он сказал: «Ба! гений – не вдохновение. Гений – это пот» .

Насколько это сообщение достоверно, судить трудно; однако настораживает, что появилось оно в журнале для домохозяек.

В самом начале XX века приписанная Эдисону формула гения была исправлена: теперь соотношение вдохновения и пота составляло 1 к 99.

В 1910 году, еще при жизни Эдисона, вышла его двухтомная биография написанная Ф. Л. Дайером и Т. К. Мартином. Здесь говорилось:

"Объяснение своих великих успехов «гением» Эдисон всегда отвергал, что видно из его исторического замечания, что «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота ». Кроме того, много лет назад, когда Эдисон в своей лаборатории беседовал с [Ч. У.] Батчелором и Э. Х. Джонсоном, этот последний упомянул о гении Эдисона, заметном в некоторых его достижениях; Эдисон возразил: «Вздор! Я говорю вам, что гений – это тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл»."

Всего вероятнее, «историческое замечание» было лишь приписано Эдисону журналистами, а биографы узаконили его задним числом. Гораздо достовернее выглядит формула «тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл». Именно таков был метод работы Эдисона.

Никола Тесла, другой великий изобретатель, начинавший как ассистент Эдисона, заметил не без иронии: «Чуть-чуть теории и расчетов сэкономило бы ему 90 процентов труда» (интервью в «Нью-Йорк таймс», 1931).

Гений, - утверждал великий Гете, - это 1 процент таланта и 99 процентов пота. Современные исследования говорят, что гениальность - качество врожденное, лишь в малой степени зависящее от воспитания и трудов. Как же обстоит с этим на самом деле? Корреспондент "Труда" беседует с кандидатом психологических наук Дмитрием УШАКОВЫМ, вице-президентом "Евроталанта" -комитета по образованию одаренных детей и юношества при Совете Европы.

ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ УЧЕНИК
- Какого ребенка можно считать одаренным, Дмитрий Викторович?
-Это так же трудно определить, как объяснить, что такое высокий человек. Высоким мы называем и двухметрового гражданина, и того, у которого рост метр восемьдесят.
Жестко говоря, одаренный ребенок - это тот, который испытывает трудности из-за своих высоких способностей. Школа вообще довольно сложное место для одаренных детей. По американским данным, 30 процентов детей, исключенных из школы за плохое поведение, неуспеваемость(!) и даже глупость(!!) - одаренные дети. Потому что школа всегда рассчитана на ребенка среднего. Учитель прежде всего обращает внимание на тех, кто отстает. А того, кто давно ушел вперед, в лучшем случае просто не замечает.
- А в худшем случае его, щупленького очкарика, могут и обижать, и не признавать лишь потому, что он не такой, как все.
- Талантливый ребенок, безусловно, превосходит сверстников (а порой - и учителей) в области интеллекта, но в других сферах - психоэмоциональной, физической - может сильно отставать. Типичный пример - так называемая дисграфия - плохое письмо в возрасте 6-8 лет у одаренных детей. У них плохо развита мелкая моторика руки, им неинтересна рутинная однообразная работа. Еще одно частое проявление у таких детей - дислексия - плохое развитие речи. Кстати, многие одаренные люди страдали этим в детстве: Микеланджело, Роден и даже Черчилль, который, как известно, стал прекрасным оратором...
Но вернемся к младшей школе. Что требуется там от ребенка? Правописание, заучивание стишков, чтение на скорость. Но все это получается у него, интеллектуально одаренного, хуже, чем у обычного троечника. А то, в чем он силен - скажем, в решении сложных математических задач, - у него никто не спрашивает. И возникает замкнутый круг: ребенок старается, успехов не достигает, при этом у него планомерно отбивается желание учиться (уж в этом нашей школе нет равных!) - и он становится безнадежно отстающим.
- Некоторые исследователи говорят о том, что гениальность обусловлена наличием у человека рецессивного (дремлющего) гена шизофрении. В подтверждение приводят известные факты о Ньютоне и Канте, страдавших шизофренией, о Цезаре и Наполеоне, переживавших приступы эпилепсии. Неужели особая одаренность - некая разновидность... болезни?
- В какой-то мере да. Тема эта давно волновала умы - еще в XIX веке была опубликована работа Ломброзо "Гений и помешательство". Будучи психиатром, автор увидел много общего в проявлениях больных и одаренных людей. Он стал исследовать биографии гениальных людей и обнаружил среди них очень высокий процент больных шизофренией и прочими психическими недугами. Тогда Ломброзо и сформулировал тезис о том, что гениальность и психическая болезнь очень близки друг другу.
НЕ РОДИСЬ КРАСИВОЙ, А РОДИСЬ... МАЛЬЧИКОМ
- В наш прагматичный век научились считать все, вплоть до интеллекта. Скажите, каков уровень интеллекта среднего человека?
-100 баллов по шкале IQ. 130 баллов и выше достигают примерно 5 процентов людей -они и считаются одаренными. Интересно, что средний коэффициент IQ у мужчин и женщин примерно одинаков. Однако одаренных людей все же больше среди мужчин. Вспомним историю наук. Много ль там великих женщин? В математике вы назовете, конечно, Софью Ковалевскую - но это еще вопрос, насколько она гениальна... Однако вы едва ли вспомните великого историка, философа, композитора - женщину.
- А в филологических дисциплинах, в языке и литературе наверняка будет больше талантливых девочек!
- Правильно. Но это лишь в школе, на уровне обыденной жизни. А вот среди поистине талантливых, гениальных литераторов больше, согласитесь, все-таки мужчин.
- Вынуждена согласиться. Но объясните, почему?
- В психологии существует такое понятие: атрибутивный стиль. Человек, достигший какого-то успеха или потерпевший неудачу, этот успех или неудачу к чему-то атрибутирует, то есть находит причину. Некоторые причину ошибки привыкли искать в себе, а другие - всегда во внешнем мире. Вот тут-то и проявляется значимая разница между мальчиками и девочками. Мальчику, который плохо занимается по математике, окружающие говорят: ты лентяй, бездельник, надо больше работать - и все получится. Когда он успевает, ему внушают: ты мальчик, ты способный, такой и должен быть. Девочке, получившей хорошую оценку, спешат сказать: ты молодец, постаралась. Если же она принесла плохую оценку, ее, чаще всего, утешат: ничего, ты девочка, может, тебе это и не надо. Почувствовали разницу?
- Иными словами, к мальчику изначально предъявляются более высокие требования?
- Да. От него могут даже не требовать, но ожидать, передавать ему определенную "картинку" себя, которая заставляет его искать причину неудач в собственной лени, а успех - в своих способностях. У девочек - наоборот.
- Поэтому женщины в большинстве своем не могут достичь поднебесных вершин?
- Отчасти. Но существуют и другие факторы, биологические. Среди мужчин, скажу вам в утешение, значительно больше как очень умных, так и очень глупых. Среди женщин разброс меньше, там более усредненный результат. При общем среднем показателе IQ женщины превосходят мужчин в области вербального (словотворческого) интеллекта, оперирования понятиями, в области понимания речи. Но, безусловно, уступают мужчинам в сфере пространственного и числового интеллекта.
"ЗУД" В МОЗГАХ
- Среди маленьких детей очень много одаренных, кажется, даже талантливых. Но не все родители это видят, осознают. Посоветуйте, как не "просмотреть" гения в собственном ребенке?
- Самый простой ответ - обратиться к специалисту, к психологу, пусть протестирует ребенка. Есть, конечно, и общие признаки, которые видны окружающим. Одаренные дети обычно активны в определенной области, часто читают энциклопедии, составляют какие-то таблицы, пишут рассказы или стихи, рисуют. Очевидно, их способности ищут выхода, у них непреодолимое стремление к получению информации, к ее переработке и осмыслению. Условно говоря, одаренный ребенок испытывает постоянный "зуд" в мозгах.
Блез Паскаль - один из самых знаменитых вундеркиндов. С детства он был больным и хилым, родители не давали ему учиться. Читать и писать он научился сам, общаясь со своими старшими сестрами. Однажды, в возрасте 11 лет, во время обеда Блез услышал, как ударили крышкой по кастрюле, раздался звук определенной длительности. Некоторое время ребенок экспериментировал с разными предметами, ударяя их друг о друга. Через несколько дней мальчик создал волновую теорию звука.
- Но вернемся от гениального Паскаля к малышу, о котором еще никто не знает, что он талантлив. Как развить его способности?
- Наши программы, направленные на развитие детей, обычно ни к чему не приводят. Развивающий эффект, как выяснилось, оказывает сам факт общения ребенка с другими людьми - с родителями, родственниками, с талантливыми педагогами, если повезет.
- Но как происходит это влияние? Ребенок берет в руки кисть, если рисует папа, садится за пианино, если музицирует мама.
- Все, что вы назвали - примеры простого копирования поведения. Это важно, но недостаточно. Влияние семьи на маленького ребенка происходит на более тонком подсознательном уровне. Помните анекдот? Один человек трясет яблоню, а яблоки не падают. К нему подходит другой и советует: "Сходи за палкой и сбей яблоко". "Зачем ходить? Трясти надо!" - отвечает первый, продолжая свое бессмысленное занятие. Так вот, столкнувшись с какой-то проблемой, умный человек сначала подумает, отступит на шаг, выработает оптимальное решение - а не начнет "трясти дерево", то есть прошибать стену лбом.
Для воспитания творческой личности важен не сам рисунок, который нарисовала мама, и не готовое решение сверхсложной задачи, предложенное отцом. Важен живой мыслительный процесс, который впитывает ребенок в семье или в общении с хорошим педагогом.
"МАТЕРИНСКИЙ ЭФФЕКТ"
- А как велика роль генетического фактора одаренности? Справедлив ли тезис, что на детях гениев природа отдыхает?
- Бесспорно, у высоко интеллектуальных родителей велика вероятность рождения умных детей. Общая картина такова: всегда есть стремление экстремума к середине, срабатывает генетическая тенденция к усреднению. То есть, если родители чрезвычайно умные или чрезвычайно высокие, то ребенок тоже будет умным или высоким. Но все же не таким умным и не таким высоким, как родители.
- "Все величайшее в великих - от матери, - говорил Ницше. - Отец - всегда только случайность". Поспорим или согласимся?
- Скорее, согласимся. В психологии есть такое понятие: "материнский эффект". В нашем институте было проведено исследование и показано, что большее влияние на интеллект ребенка оказывает тот родитель, который эмоционально ближе. Поскольку в наших семьях традиционно мать оказывается ближе всех к ребенку - и к девочке, и к мальчику - интеллект в большей степени передается от матери, чем от других членов семьи.
- Скажите, не обсуждается ли в научных кругах хотя бы теоретическая возможность активизировать работу мозга, проще говоря, "продвигать" обычного человека в направлении гениальности?
- Я думаю, существует принципиальная возможность научным путем влиять на эффективность работы мозга и повышение интеллектуальных показателей. Сейчас близится к завершению программа по расшифровке генома человека. Хотя сама по себе расшифровка генома недостаточна. Да, геном в значительной степени обеспечивает формирование конкретного человека - но как, каким образом, через какие механизмы можно на него влиять? Пока ответа нет.

Что нужно, чтобы уметь хорошо рисовать? Все ли могут красиво петь? Нужны ли способности для того, чтобы нормально играть на музыкальных инструментах?

Такие вопросы волнуют многих людей, которые хотят развить в себе ту или иную способность, но беспокоятся о том, что у них ничего не получится. А действительно, нужно ли обладать какими-то необычными способностями или природными особенностями развития организма или достаточно большого желания и тренировки?

Genius is one percent inspiration and ninety-nine percent perspiration.
Thomas A. Edison

Буквальный перевод: Гениальность - это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения.

Ну и потом Вам наверно знакома фраза: Талант - это 10 процентов одаренности и 90 процентов труда

Так что вывод напрашивается сам собой - каждый может рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, говорить на иностранных языках. В общем, может всё, что действительно захочет.

Большое желание - это хорошая мотивация. Примерно такая же, как жизненная необходимость. Ведь если Вы знаете, что Вам очень нужно в туалет, Вам никакие препятствия будут нипочем. Также и с желанием.

Ну а что касается физических данных, то, конечно, они играют свою роль. Однажды слышала от одной преподавательницы по классу фортепиано, что у нее есть ученица с «прекрасным аппаратом» или вроде того. То есть хорошие физические данные, но - увы и ах! - нет желания заниматься.

Касательно музыки можно сказать вот что: каждый среднестатистический человек может научиться играть на любом инструменте . Это вывод не только мой, но и тех людей, с которыми я обсуждала вопросы обучения музыке (для меня эти люди, конечно, авторитетны).

То же самое касается и пения. Казалось бы - музыкальный слух и голос либо есть, либо нет. Это не так, слух и голос можно развить. То же самое с живописью. Знание технических приемов и моторическая память делают чудеса.

И все эти чудеса основаны на особенностях работы Вашего мозга . Вы ведь не будете спорить о том, что, чем больше занимаешься чем-либо, чем чаще тренируешься, тем проще и лучше получается то или иное действие?

Регулярные тренировки в музицировании, живописи, пении принесут успех.

А что насчет наставника, учителя? Это важный вопрос в обучении. Конечно, необходимо найти хорошего преподавателя, который не только сам умеет петь/рисовать/играть, но и может научить. Помимо педагогического таланта и собственно умения он должен понимать и уметь объяснить при необходимости, на каких принципах строится то или иное действие/явление (например, как ухо воспринимает звук, что такое звук и т.п.)

Хороший учитель (в любой области) значительно ускорит путь своего ученика (который сам имеет желание заниматься и достичь определенного уровня), а вот плохой может и отбить всё желание или внушить ученику, что он ни на что неспособен (это, пожалуй, самое страшное).

Так что вывод, опять-таки, очевиден: талант достаточно условен, успех определяется работоспособностью, знанием технических приемов и обладанием навыками. Желание, цель и вложенный труд определяют 90 процентов успеха. Согласитесь, это немало с учетом того, что многим такие навыки, умения нужны «для души», а не для профессионального использования. Поэтому достигнув даже 50 процентов успеха Вы можете, помимо удовлетворения собственного желания, стать самым талантливым и ярким человеком в своем окружении.

Please enable JavaScript to view the