Георгий береговой. Сын летчика-космонавта Георгия Берегового Виктор: «Свои машины отец всегда страховал. А вот жизнь — никогда… Георгий бережной космонавт

15. 4. 1921 - 30. 6. 1995 Дважды Герой Советского Союза

Даты указов:

1. 26.10.1944 (медаль № 2271)

2. 01.11.1968 (медаль № 48)

Береговой родился раньше всех из людей, побывавших в космосе (он на 3 месяца старше американца Джона Гленна). На протяжении 27 лет (1968-1995) Береговой являлся старейшим землянином, побывавшим в космосе (не на момент полёта, а как факт).

«Космонавт-12» - под таким девизом Георгий Береговой вошел в историю освоения космоса. До него с космодрома Байконур стартовало одиннадцать человек. Он стал двенадцатым... Двенадцатым посланцем страны, которая десять лет назад открыла эру покорения космических пространств беспримерным в истории человечества полетом гражданина Советского Союза коммуниста Юрия Гагарина.
Четверо суток пробыл летчик-космонавт Береговой на орбите, но для этого понадобилась целая жизнь - большая, целеустремленная, до краев насыщенная борьбой и трудностями человеческая жизнь. Вся она была как бы предстартовой подготовкой. И юношеские годы в аэроклубе, и фронт, и шестнадцать лет работы летчиком-испытателем - любой из этих периодов так или иначе помог ему накопить тот опыт, то профессиональное мастерство и те качества характера, которые необходимы летчику-космонавту.

Береговой Георгий Тимофеевич - лётчик-штурмовик, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт СССР № 12.

Береговой Георгий Тимофеевич родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. Украинец. По окончании в 1938 году Енакиевской средней школы, начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году добровольго ушёл в Красную Армию и стал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков имени Пролетариата Донбасса, которую окончил в 1941 году.

С 13 июня 1941 года - пилот 314-го разведывательного авиационного полка 28-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года - пилот 15-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года - пилот 150-го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як-4" и "Р-6".

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-го штурмового авиационного полка (3-я воздушная армия, Калининский фронт). С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой - командир звена 235-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, Калининский фронт). Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

С 25 марта по 5 сентября 1943 года Г.Т. Береговой - заместитель командира эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (212-я штурмовая авиационная дивизия, в составе Калининского, а затем Воронежского фронтов. В мае 1943 года 671-й штурмовой авиационный полк, становится 90-м гвардейским штурмовым авиационным полком. И с 15 сентября 1943 года по 3 июня 1945 года Георгий Береговой - командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмового авиационный корпус, 5-я воздушная армия 1-й Украинский фронт).

За период Великой Отечественной войны гвардии капитан Береговой Г.Т. совершил сто восемьдесят пять боевых вылетов на самолётах "По-2", "Р-5", "СБ", "Ил-2". В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2271).

В послевоенный период Г.Т. Береговой закончил в 1945 году Высшую офицерскую школу. В последующем, до 1964 года, он - лётчик-испытатель в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС имени В.П. Чкалова. Им было испытано более шестидесяти типов самолётов. В 1956 году без отрыва от лётно-испытательной работы окончил Военно-воздушную академию. 14 апреля 1961 года удостоен звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

С 1964 года полковник Береговой Г.Т. в отряде советских космонавтов. С 26 по 30 октября 1968 года он совершил полёт на космическом корабле "Союз-3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года лётчик-космонавт СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 48) с вручением ордена Ленина.

С 1969 года генерал-майор авиации Береговой Г.Т. заместитель начальника, а с 1972 года - начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В 1977 году Г.Т. Береговому присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации". С 1987 года - в отставке.

Г.Т. Береговой имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.

Депутат Верховного Совета СССР в 1970-1982 годах. Лауреат Государственной премии СССР за 1981 год. Вёл большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры "Орлёнок", командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества "СССР - Франция", председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР. Являлся членом Советского комитета за Европейскую безопасность.

Жил в посёлке Чкаловский (станция "Чкаловская", в черте города Щёлково) Московской области, затем - в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Награждён золотой медалью имени Ю.А.Гагарина (FAI), медалью де Лаво (FAI), удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (1970). Награжден многими иностранными орденами и медалями.

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

В школе-гимназии №37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Угол атаки. М., 1971. 255 с.;
Небо начинается на Земле. М., 1976. 255 с.;
По зову сердца. М., 1981. 80 с.;
Деятельность космонавта в полете и повышение её эффективности. М., 1981. 264 с. Соавт.: П.Р. Попович, Б.В. Волынов и др.;
О времени и о себе. М., 1982. 64 с.;
Космос - землянам. 2-е изд. М., 1983. 191 с.;
Три высоты. М., 1986. 254 с.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины).

После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

Космос

После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948-1964 годах работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969 в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которое ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972-1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.

В 1970-х годах по его просьбе было пересмотрено дело В. Ф. Януковича.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974-1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вёл большую общественную работу.

Скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

2 ордена Ленина

2 ордена Красного Знамени

орден Александра Невского

орден Богдана Хмельницкого 3-й степени

2 ордена Красной Звезды

2 ордена Отечественной войны 1-й степени

орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени

Медаль «За боевые заслуги» (1949)

Медаль «За победу над Германией» (1945)

Медаль «За взятие Будапешта» (1945)

Медаль «За взятие Вены» (1945)

11-ю юбилейными медалями

Герой Социалистического Труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970)

Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)

Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)

Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)

Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)

Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)

Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)

Крест Грюнвальда III степени (ПНР)

Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)

Орден Народного героя (Югославия)

Государственная премия СССР (1981)

Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР

Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)

Память

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

В городе Енакиево установлен бронзовый бюст.

На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова , с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового .

Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

Мечта и война

Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

Курсант Луганской школы военных лётчиков Георгий Береговой. 1939 год. Фото: РИА Новости

Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора — начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг — чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

Как комэск Береговой поставил немцев в тупик

На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» — надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто — атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому — вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей — к тому времени все были уверены, что он погиб.

Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

Береговой среагировал моментально — он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

От болта до «штопора»

За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое — профессия лётчика-испытателя.

В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент.

В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев . И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

Космический «блат»

Герой войны, блестящий лётчик-испытатель — к началу 1960-х годов Георгий Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

Но Береговой о покое не мечтает — в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло — Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

Полёт всей жизни

Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв . Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров . Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой — самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

Георгий Береговой в космическом скафандре выходит из специально оборудованной комнаты после тренировки. 1969 год. Фото: РИА Новости

Вверх ногами

«Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

Причина выяснилась позднее — как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

Но даже эта неудача оказалась полезной — врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза — единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую — за полёт в космос.

Покушение

22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин , задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

Слово и дело

В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель — Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

Космонавт СССР № 12. Береговой родился раньше всех из людей, побывавших на орбите (он родился на 3 месяца раньше Джона Гленна, но позже Джо Уокера, совершившего суборбитальные космические полеты на X-15 в 1963 году и погибшего в 1966 году, до полета Берегового). Совершив космический полёт в возрасте 47 лет, Береговой до самой смерти являлся старейшим человеком, побывавшим в космосе.

Биография

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины).

После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом заводе. В том же году призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-ой гвардейской штурмовой авиационной дивизии, 5-го штурмового авиационного корпуса, 5-ой воздушной армии, 2-го Украинского фронта). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

Космос

После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948-1964 годах работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (с 1968 года имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (Группа ВВС № 2 - дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26-30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была совершена попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969 года в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972-1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.

В 1970-х годах по его просьбе было пересмотрено дело В. Ф. Януковича.

Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (1974-1989 годы). Вёл большую общественную работу.

Скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 2271 (26 октября 1944 года)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 48 (1 ноября 1968 года)
  • 2 ордена Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • Орден Богдана Хмельницкого 3-й степени
  • 2 ордена Красной Звезды
  • 2 ордена Отечественной войны 1-й степени
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени
  • Медаль «За боевые заслуги» (1949)
  • Медаль «За победу над Германией» (1945)
  • Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
  • Медаль «За взятие Вены» (1945)
  • 11 юбилейных медалей
  • Герой Социалистического Труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970)
  • Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)
  • Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)
  • Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)
  • Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)
  • Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)
  • Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)
  • Крест Грюнвальда III степени (ПНР)
  • Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)
  • Орден Народного героя (Югославия)
  • Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР
  • Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)
  • Государственная премия СССР (1981 год)

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)

  • 12-й космонавт СССР, позывной «Аргон»
  • Длительность полета: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд (1968г.)

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также — авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне — Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

Записи не найдены

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» — «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:

  • Не производить стыковку в тени
  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на .

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава - Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.