Акафист святым гурию, самону и авиву. Святые мученики и исповедники гурий, самон и авив

О том, что начинается Рождественский пост, который моя бабушка всегда называла на украинский манер Пилиповкой, я всякий раз неизменно узнавала по одному и тому же признаку. Если мне доводилось накануне бывать у нее в гостях, то она обязательно приобщала меня, тогда еще небольшую девочку, к одному торжественному обычаю, который я для себя впоследствии назвала «сменой облачений» для икон. Заключался он в том, что с образов, висевших в доме, снимались повседневные рушники и одевались постовые. На каждый пост и на каждый двунадесятый праздник у моей бабули были заготовлены разные рушники. Филипповские (из грубого серого полотна) были расшиты скромным темно-зеленым орнаментом, напоминавшим елочки. Среди многочисленных икон и бумажных иконочек находился один образ старого письма с потертыми ликами, каким-то чудом сохранившийся еще с довоенных времен. Он и стал однажды предметом моего любопытства.

Взобравшись как-то на табуретку во время очередной смены рушников, я тщетно пыталась прочесть имена святых, которые были написаны не совсем знакомым мне шрифтом. За этим занятием и застала меня бабушка. Тогда-то от нее я впервые и услыхала о трех святых мучениках Гурие, Самоне и Авиве – покровителях семьи и замужних женщин. Имена, конечно же, я не запомнила, да и, понятное дело, вопросы семьи и брака на тот момент меня никак не могли волновать. О том, почему моя бабуля испытывала особенное благоговейное почитание к этим трем святым, я догадалась уже значительно позже. Прожить более чем полвека в браке с человеком, который имел такой суровый, жесткий и бескомпромиссный характер, как у моего деда, было нелегко. Вообще-то моя бабушка всегда удивляла меня своей искренней и неподдельной верой. Молясь перед образами, она общалась с Богородицей и святыми как с живыми людьми. Однажды я услышала, как она сетовала и сокрушалась, обращаясь к святому Иоанну-воину, о своем покойном сыне Иване, непослушание которого привело того к трагической смерти еще в отрочестве. В другой раз я стала свидетелем бабушкиных молитв и обращений к святым Гурию, Самону и Авиву. Она просила у мучеников помочь деду избавиться от гневливости и раздражения, чтобы «до самой смерти сохранить мирное и доброе супружество».

Многим православным христианам в роли покровителей семьи и счастливого брака более всего известны святые семейные пары: родители Пресвятой Богородицы – святые Иоаким и Анна, святые мученики Адриан и Наталия, святые Петр и Феврония Муромские. Почитание же (особенно замужними женщинами) святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива связано с чудесной историей спасения одной несчастной жены, претерпевшей множество издевательств и унижений от своего нечестивого супруга, который обманул ее, оказавшись двоеженцем. Святые Гурий, Самон и Авив приняли мученическую кончину в разное время, но в один и тот же день.

Согласно повествованию святителя Димитрия Ростовского, изложенного в его Минеях, святые Гурий и Самон были благочестивыми мужами, жившими в городе Едессе во времена жестоких гонений, которые воздвигли против христиан императоры-язычники Диоклетиан (284–305) и Максимиан (305–311). В какой-то момент исповедники, ища уединения от мирской суеты, удалились из города и начали активно проповедовать веру во Христа, отвращая людей от идолопоклонства. Весть об их проповеднической деятельности быстро дошла до городского начальника – воеводы Антонина, который приказал их и других христиан заточить в темницу. Понимая, что Гурий и Самон являются авторитетом для всех верующих, воевода направил всю свою лесть и хитрость против них, уговаривая принести жертву языческим богам. Остальных же христиан, чтобы его почитали милосердным, отпустил. Однако праведники Божии не согласились ни на какие уговоры. Сначала святых исповедников подвергли жестоким истязаниям, а затем, наложив оковы, три месяца держали в заточении в страшных условиях. Когда их вывели на следующий суд, то Гурий вообще не мог идти. Тогда его отнесли назад в темницу, а Самона, как более крепкого, подвесили за ногу вниз головой, привязав к другой ноге тяжелый груз. Окончательный приговор был произнесен мученикам 28 ноября. Тайно ночью их вывезли за город и обезглавили. Христиане, узнав об этом, забрали тела святых и предали их земле с почестями.

Спустя некоторое время в этом же городе во времена правления императора Лициния (311–324) жил диакон Авив. Лициний, который в тот период был соправителем Константина Великого, в областях своего подчинения, невзирая на существовавший Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, учредил гонения на христиан. Активная проповедническая деятельность Авива сильно раздражала градоначальника Едессы Лисания. И он, пользуясь повелением Лициния, приказал разыскать Авива, чтобы предать того смертной казни. Авив, узнав о том, что его ищут, не стал скрываться, а сам явился к военачальнику Феотекну, которому было велено найти праведника. Военачальник, испытывая к Авиву уважение, хотел отпустить того, предлагая ему бежать. Но святой Божий исповедник отверг это предложение, пожелав лучше умереть за Христа. Сначала тело страдальца строгали железными когтями, а затем осудили на сожжение. Когда огонь погас, мать Авива и христиане, пришедшие с нею на место казни, забрали тело мученика, которое оказалось неповрежденным от огня, и погребли при гробе святых Гурия и Самона. По прекращении гонений благочестивые верующие соорудили на этом месте церковь во имя трех мучеников Гурия, Самона и Авива, а их святые мощи положили в одну гробницу, у которой сразу же стали происходить чудеса исцеления.

Но более всего святые прославились после удивительного происшествия, связанного с жительницей этого же города Евфимией. Евфимия была дочерью благочестивой вдовы Софии. Обладая необыкновенною красотою, она проводила все время в доме своей матери, научаясь добрым нравам и страху Божию. Но случилось так, что однажды ее заметил один воин-гот, прибывший с войском для защиты города от неприятеля. Пораженный красотою Евфимии, он воспылал к ней страстью и стал умолять вдову отдать за него замуж свою дочь. София сначала сопротивлялась, но, взяв с воина клятву у гроба святых страстотерпцев о том, что тот не женат и что он будет любить и уважать ее дочь и никогда не причинит ей никакого вреда, она отдала ее ему в жены. А в скором времени и вовсе отпустила беременную Евфимию вместе с готом к нему на родину, где у нечестивого обманщика уже была семья. Там Евфимия стала рабой его жены, которая постоянно издевалась над ней. Когда у Евфимии родился ребенок, жена гота, подозревая, что это чадо от ее мужа, отравила младенца. Несчастная Евфимия не знала об этом, но, готовя дитя к погребению и заметив у него на губах пену, заподозрила неладное. Она взяла кусок шерсти и отерла ею уста ребенка, а потом незаметно спрятала этот кусок. Через несколько дней Евфимия прислуживала за обедом гостям. Желая проверить, умер ли ее сын насильственной смертью и причастна ли жена гота к этому, она, перед тем как подать той чашу, выжала в нее содержимое клочка шерсти, смоченного в питье. Как оказалось, на шерсти действительно был яд, потому что госпожа умерла внезапно той же ночью.

Спустя некоторое время родственники жены гота устроили самосуд над Евфимией. Ее положили живой в гроб к госпоже, тело которой уже начало разлагаться. Находясь в таком ужасающем состоянии, бедная женщина взмолилась к Богу и святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, умоляя их о помощи и спасении. Три страстотерпца, окруженные сиянием, явились ей, ободряя и обещая помощь. Евфимия заснула. Пробудилась она уже в церкви родного города Едессы при раке святых. Выслушав рассказ Евфимии, пресвитер и присутствовавшие в храме верующие ужаснулись, «дивясь великой силе Божией». В скором времени Господь наказал лживого гота. По делам службы он опять прибыл в Едессу и посетил мать Евфимии. Ничего не зная о том, что произошло в городе и какое чудо совершил Бог через святых, он стал рассказывать Софии, как хорошо живется Евфимии с ним на его родине. Но когда правда обнаружилась, клятвопреступника судили за его злодеяния и по приказу военачальника отрубили голову.

Благодаря этому чуду святые мученики Гурий, Самон и Авив стали считаться покровителями брака и замужних женщин. К ним обращаются за помощью во время семейных неурядиц, молятся о любви и взаимопонимании между супругами, о прекращении вражды и раздоров в семье. Об этом же всегда в трудную минуту после ссор и размолвок со своим супругом молилась и моя бабушка.

Валентина Новикова

Сохранение распадающейся семьи - довольно тяжелая задача. Именно поэтому из уст каждого из супругов ежедневно должна звучать молитва Гурию, Самону и Авиву о семье.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Священные тексты молитв

Святые мученики способны разрешить семейные неурядицы, умягчить сердца мужа и жены, вразумить на оставление неблагоразумных поступков. Сила молитвы святым велика, благодаря святейшим мученикам была восстановлена не одна семья.

О православной семье:

Поэтому при возникновении любой сложной ситуации в семье необходимо обратиться именно к этим святым. Сделать это можно чтением молитвы или акафиста святым.

Молитва святым Гурию, Самону и Авиву о семье и замужестве

«О святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве! Теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих, сущих в бедах, скорбех и напастех, и призрев наша тяжкая и бесчисленная прегрешения, явите нам свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие.

Осените нас миром, любовию и страхом Божиим, умолите милосерднаго Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдет Церковь Свою святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание.

Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею, и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих Ангелов, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и не осужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва Гурию, Самону и Авиву от нечаянной смерти

«О преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! Защитите нас, раб Божиих (имена), от напастей злых человек и козней демонских: оградите нас от нечаянный смерти, избавите от огня, меча и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.»

Молитва мученикам Гурию, Самону и Авиву о гармонии в семейных отношениях и о сохранении семьи

«О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь».

Немного истории

Во времена правления императоров-христианоненавистников Диоклетиана и Максимиана, осуществлялись яростные гонения на верующих. В городе Едессе были схвачены два Божиих проповедника - христиане Самон и Гурий. Им поступило императорское предложение: отказаться от Христа, предать Его веру и принести жертву языческим божкам.

Друзья отрицали язычество, в результате чего они подверглись жесточайшим пыткам: их резали и били, подвешивали за руки и привязывали к ногам тяжелый груз. Но мужчины не сдавались и с молитвой и Божией помощью переносили страшные муки, да и свидетели неимоверных мук молились за праведников. Непоколебимая вера и сила воли Гурия и Самона разозлила мучителей и по императорскому указу ночью страдальцы были вывезены за город и обезглавлены.

О других мучениках за веру Христову:

Добропорядочные горожане из числа христиан предали земле святые тела.

В 311-324 годах в Едесской церкви в сане диакона служил клирик Авив. Император невзлюбил ревностного по Богу священнослужителя за его истинную веру во Христа и приказал палачам схватить его. Авиву было приказано прилюдно отречься от творца, но он продолжал открыто исповедовать свою веру, за что был приговорен к сожжению.

С молитвой он вступил в жаркое пламя и предал Господу дух свой. Когда адское пламя погасло, мать святого, его друзья и «зрители», присутствующие на казни, обнаружили тело мужчины невредимым. Мученик был погребен в одной могиле со святыми Гурием и Самоном.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Чудеса святых

После смерти святых по молитвам к ним совершались многочисленные чудеса. Однажды воин-гот одного из германских племен был послан на службу в Едессу. Ему очень понравилась местная благочестивая девушка по имени Евфимия. Решив обманным путем взять ее в жены, нечестивый вояка у гробницы святых мучеников поклялся, что не причинит деве зла, будет любить ее и ни в коем случае не оскорбит.

По окончании службы он взял с собой девушку и отправился в путь. Но оказалось, что он обманул ее, потому что в родной стороне у воина была законная жена, а Евфимия по прибытии в дом обманщика стала ее рабыней. Много издевательств перенесла девушка, а когда у нее родился младенец, готчанка отравила его.

Убитая горем девушка обратилась за помощью к святым свидетелям клятвы обманщика и неожиданно уснула. Случилось чудо и Господь перенес бедняжку в родную страну, в родной храм. Проснувшись, Евфимия лицезрела стены родного храма и любимые иконы, а вскоре встретилась с матерью и родственниками.

Через некоторое время гот-клятвопреступник вновь был направлен на службу в Едессу. Горожане поведали о ранее случившемся злодеянии градоправителю, и по его указу злодей был казнен.

Иконография

Традиционно, великих святых на иконах изображают всегда вместе:

  • Гурий представлен старцем с седыми волосами и длинной бородой. Его одеянием служат хитон (облачение из ткани, накладывающееся на правый бок и скрепленное на левом плече) и гиматий (накидка в виде прямоугольного куска ткани, надевающееся поверх хитона).
  • Самон - мужчина средних лет с небольшой бородой. Его волосы иконописцы чаще всего изображают в темном цвете, но иногда он бывает и седовласым. Из одеяния на нем присутствуют хитон и гиматий.
  • Авив - молодой человек без бороды, на него надето богослужебное облачение - стихарь. В руках диакон держит кадило и (или) Распятие.

О чем молиться святым

Святым мученикам молятся в разных тяжелых ситуациях, но чаще всего к ним обращаются, дабы наладить распадающиеся семейные отношения.

Более всего к их образу возносят мольбы женщины, которым приходится страдать от злобы и ревности мужей, терпеть издевательства, унижения и побои. Хоть «браки заключаются на небесах», иногда случается «осечка». Ведь не всегда есть возможность рассмотреть черствую душу за приятной внешностью избранника и его красивыми ухаживаниями.

По молитвам верующих в каждом определенном случае святые дадут понять, стоит ли сохранять отношения или они уже «мертвы». Если нет любви между супругами, присутствует неуважение и предательство, святые незримо дадут понять, что сохранять семейный союз нет смысла.

Важно! Молитва Гурию, Самону и Авиву о семье должна читаться как в стенах храма, так и дома у иконостаса, а зажженные свечи пред святыми ликами успокоят молитвенника, создадут тепло и уют вокруг него.

Ведь текст молитвословия создан для того, чтобы действовать во благо человечества. Память святым совершается ежегодно 28 ноября.

Посмотрите видео о молитве мученикам Гурию, Самону и Авиву

В начале IV века в окрестностях города Эдессы (Македония) были известны своей строгой подвижнической жизнью два друга-христианина Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. Несмотря на воздвигнутое императором Диоклитианом (284- 305) гонение на христиан, они продолжали благовестие истинной веры среди язычников, обращая их ко Христу примером своей глубокодуховной и добродетельной жизни. Приходящих к ним собратий по вере Гурий и Самон назидали и укрепляли в твердом исповедании Господа Иисуса Христа. Узнав об этом, наместник Эдессы Антонин подверг их пыткам, а затем потребовал отречься от Христа и принести жертву языческому божеству Дию (Юпитеру).

«Мы никогда не откажемся от святой и непорочной нашей веры, памятуя слова Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32 - 33)»,- ответили ему святые Гурий и Самон. Антонин приказал бросить их в темницу.

В это время в Эдессу прибыл присланный императором для усиления преследований христиан правитель области Музоний. В ответ на его угрозы предать их смерти, святые Гурий и Самон сказали: «Мы более боимся вечных мучений, нежели тех, какие ты перечислил... «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 16).»

Музоний велел подвесить святых за руки, привязав к их ногам тяжелые камни. В таком положении они терпеливо висели несколько часов, после чего были заключены в темницу. В темнице святые Гурий и Самон пробыли с 1 августа по 9 ноября, мучимые голодом, жаждой и невозможностью передвигаться (ноги их были забиты в деревянные колодки). Когда святых по прошествии трех с лишним месяцев привели к правителю, они вновь непоколебимо исповедали веру Христову. Святой Гурий, уже совершенно обессилевший, едва живой, был сразу же возвращен в темницу. Святой Самон, физически более выносливый, подвергся прежней пытке: семь часов его держали подвешенным, после чего отнесли в темницу (он не мог идти и даже стоять, так как коленные суставы оказались повреждены).

15 ноября (304 или 306 г.), когда только начинало рассветать и жители Эдессы еще спали, святые мученики Гурий и Самон были доставлены к правителю Музонию. Музоний в последний раз предложил им жизнь ценой вероотступничества.

«... Довольно для нас и минувшего времени, в которое мы насмотрелись на дневной потухающий свет; души наши желают теперь перейти к немерцаемому дню»,- ответили ему мученики.

По распоряжению Музония их отвезли далеко за город и обезглавили. Святые мощи мучеников Гурия и Самона были взяты и с честью погребены христианами.

Через несколько лет император Ликиний (307-324) вновь воздвиг гонение на христиан. В то время в Эдессе жил проповедник диакон Авив, родом из села Фелсея. Градоначальник Эдессы Лисаний, сообщив Ликинию, что диакон Авив «наполнил весь город христианским учением», получил приказ расправиться с ним. Когда воины искали святого Авива, он сам вышел к их военачальнику Феотекну и добровольно отдался в руки стражников. Приведенный к Лисанию, диакон Авив отказался поклониться языческим идолам. Его подвесили и стали строгать кожу железными когтями, после чего осудили на сожжение. К месту казни за святым Авивом следовали мать, родные и близкие. Преподав им последнее целование, святой Авив вошел в огонь и принял мученическую кончину (+322). Тело святого Авива чудесным образом осталось неопаленным. Его мученичество также совершилось 15 ноября, почему святые мощи его были взяты и погребены при гробе пострадавших прежде святых мучеников Гурия и Самона.

Впоследствии христиане возвели на этом месте церковь во имя трех святых мучеников и положили их мощи в одной гробнице. Они были прославлены чудесными знамениями и исцелениями. Особенно известно чудесное заступничество святых, оказанное благочестивой девушке Евфимии.

Некий воин-гот, оказавшийся в Эдессе во время похода, взял Евфимию в жены, дав у гробницы святых ложную клятву, что он неженат. Много страданий и унижений пришлось испытать Евфимии на родине гота, где он отдал ее в рабство своей прежней жене. Впоследствии, по молитвам Евфимии к трем святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, она была избавлена от смерти и чудесно перенесена в Эдессу, а гот-клятвопреступник и злодей понес заслуженное возмездие. Прославляя святых мучеников в акафисте, Церковь Христова обращается к ним: «Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака Небеснии покровителие».

Святые мученики Гурий, Самон и Авив издавна почитались на Руси, как покровители семейной жизни, а также как обличители всякого нечестия.

В христианстве в целом и, разумеется, в его православной традиции, достаточно большое количество икон имеет особое значение. К ним приходят страждущие в период сильной нужды за помощью и утешением. У каждой такой иконы собственная история, практически все подобные образы обладают чудотворным действием.

Но даже среди необычных икон есть особенные. Одним из таких образов является икона Гурия, Самона и Авива. Принято считать, что этот образ способен уберечь от раздоров, предотвратить ссоры и вражду между близкими людьми, защитить от недоброжелателей и их влияния дом и сохранить целостность семьи.

Кто изображен на иконе?

Икона Гурий, Самон и Авив, фото которой представлено практически на каждом тематическом православном портале, изображает трех христианских мучеников. Жили эти люди в разное время и, разумеется, пострадали за веру не вместе. Объединение святых, не живших сообща, на одном иконописном образе вовсе не что-то из ряда вон выходящее. Этот художественный прием характерен для христианской культуры в целом и, разумеется, для православной иконописи.

Считается, что святые жили в период с 293 по 322 год. И поскольку время их жизни и подвига во имя веры почти совпадает, христианская традиция объединила этих мучеников.

Историки церкви не имеют единого мнения о том, были ли знакомы между собой Гурий и Самон. Пострадали за веру они в одном городе и существует официальная версия о совместном мученичестве. Авив же погиб гораздо позже и прямого отношения к Гурию и Самону не имел.

Как изображены святые?

Икона святых Гурия, Самона и Авива каждого из мучеников изображает своеобразно. Гурия иконописцы представляют в виде старца. Как правило, на образе он находится в центре. Однако в настенной росписи, характерной для православных храмов, расположение Гурия не всегда одинаково. Фигура старца изображается и в центре, и во главе композиции.

Самон обычно представлен в виде мужчины средних лет. Обычно, если Гурий прописан по центру образа, Самон занимает место по его правую руку. При изображении на настенных фресках его образ обычно бывает вторым, если фигуры изображены боком, в профиль. Но в том случае, когда иконописец изображает на фреске Гурия в центре, образ Самона может быть как первым, так и последним.

Авив представлен в виде юноши, иногда даже отрока. Образ Авива - самый неоднозначный. Иконописцы придерживаются однообразия в изображении Самона и Гурия, но Авив всякий раз представляется авторами образов не совсем одинаково.

Откуда известно о мученичестве этих святых?

Впервые описания мученичества всех трех святых были записаны по-сирийски. Текст составил Феофил Эдессянин. До наших дней дошли переводы его трудов на армянский, латинский и греческий языки. В истории мученичества этих святых церковь ориентируется на список текста Феофила, сделанный в XV столетии. Ввиду того, что с момента составления рукописи до оформления этого текста времени прошло немало, церковные историки допускают вероятность каких-либо неточностей в документе, появившихся из-за многочисленных переводов и копирований.

О самом авторе известно чрезвычайно мало, все знания почерпнуты из его же описания мученичеств святых Гурия и Самона. Феофил описывает себя как язычника, который принял христианство. И упоминает, что приступил к работе над описанием акта мученичества христиан в городе Эдесса на пятый день после его свершения.

Когда святые приняли мученичество?

Образ этих трех святых мучеников - почитаемая икона. Святые мученики Гурий, Самон, Авив были одними из последних христиан, страшным образом пострадавших за преданность вере. Но кроме страшной кончины, которую в те далекие времена принимали многие христиане, эти люди были похоронены. Верующим удалось забрать их тела и совершить обряд погребения, что было большой редкостью в то страшное для христиан время. Молиться же святым мученикам начали почти сразу же после их кончины и в церковной истории накопилось немало свидетельств о чудесах, связанных с их образами.

Погибли в мучениях святые во время Великого гонения, начатого императором Диоклетианом и продолженного его наследниками. Это было самое жуткое время во всей истории становления христианства. Многие историки, стремясь выделить и подчеркнуть силу гонений, сравнивают творимые язычниками зверства в отношении верующих в Христа с судорогами физического тела, предшествующими его гибели.

Именно в эпоху Великого гонения христиане сотнями ежедневно погибали на аренах, принимали иную смерть, томились годами в темницах и уличных тюремных ямах. Жуткие события на всей территории империи стали обыденностью, никто уже не удивлялся и особенно не выделял смерть очередного верующего.

Исключений было не так уж много. И среди тех, чьи имена сохранились и почитаются верующими, оказались и мученики Авив, Гурий и Самон. Их истории потрясли автора жизнеописания и самого мученичества даже на фоне творящегося в то время зла и беззакония. Да и тот факт, что тела мучеников местные христиане не оставили, а, рискуя собственными жизнями, похоронили, тоже свидетельствует об исключительности их подвига во имя Господа.

В чем мученичество Самона и Гурия?

Икона Гурия, Самона и Авива не случайно представляет святых по-разному исстари. Самон и Гурий были простыми мирянами, не имевшими отношения к проведению и организации богослужений. Авив же, согласно его жизнеописаниям, служил в чине диакона. Погибли они тоже по-разному.

Христианам Эдессы стало известно о предстоящих арестах и многие из них бежали из родных стен, покинули город. Среди спасавшихся от гонений бегством христиан были и оба будущих мученика. За верующими городские власти отправили погоню и часть из них была схвачена. Среди этих христиан оказались и Самон с Гурием.

Само мученичество началось сразу же после захвата, на суде. Это тоже было редкостью, как правило, сначала христиан бросали в темницы, где они томились в ожидании своей очереди. Будущих святых же не просто сразу представили перед судом властей, но и начали пытать. После пытоки Самон и Гурий были брошены на несколько месяцев в темницу. Впоследствии состоялся еще один суд, после которого святых обезглавили. Случилось это во время правления Диоклетиана.

В чем мученичество Авива?

Авив служил диаконом, то есть был в одном из низших, первых чинов. Его мученичество состоялось позже, при правлении Лициния, бывшего императором с 308 по 324 г. Юноше «предложили» принести жертвы римским богам, тем самым продемонстрировав отказ от христианской веры.

Авив проявил стойкость и не отрекся от Христа. Впоследствии его сожгли заживо. В жизнеописании Авива утверждается, что тело юноши осталось нетленным. Похоронен юный диакон был собственной семьей в непосредственной близости от гробницы Самона и Гурия.

Когда чтят память святых?

День памяти мучеников - 28 ноября. В этот день икона «Гурий, Самон и Авив» в Москве и в других городах выносится в предел, а во время богослужений вспоминаются деяния мучеников.

В Москве самая известная из икон, изображающих мучеников, находится в церкви Иоанна Воина, находящейся на Якиманке.

В чем значение образа?

Считается, что в каждом доме, особенно у молодых семей, должна быть икона Гурия, Самона и Авива. В чем помогает молодоженам этот образ? В сохранении брака, следовании собственным клятвам, сохранении любви и уважения между членами семьи.

Образ предотвращает появление лживости и злобы, вражды и недопонимания в отношениях между близкими людьми. Защищает семьи от домашнего насилия и бережет теплоту чувств между супругами. То есть икона Гурия, Самона и Авива покровительствует браку, как и сами святые.

Как мученики стали покровительствовать семьям?

Обрести славу покровителей брака и защитников жен от несправедливости и клятвопреступлений мужей святым помог случай, произошедший в Эдессе. Случилось это во времена нашествия на империю гуннов, в период епископства в этом городе Евлогия Эдесского.

Один из воинов влюбился в местную девушку, примерную христианку и красавицу, Евфимию. Воин попросил ее руки у матери девушки, Софии, пребывающей во вдовстве. София долго колебалась перед тем, как допустить этот брак. Но все же благословила союз молодых с тем условием, что гот принесет клятву уважать и беречь ее дочь на гробницах святых мучеников Эдессы. Икона Гурия, Самона и Авива тогда еще либо не была написана, либо у вдовы ее не было.

Как бы там ни было, гот принес клятву, которую София хотела услышать, и вскорости покинул Эдессу с молодой женой. Но на его родине Евфимию ждал неприятный сюрприз. Супруг оказался женат. Разумеется, жена-язычница не была рада привезенной с далекого юга девушке. Когда у Евфимии родился малыш, язычница его отравила.

Девушка собрала пену с губ малыша и добавила ее в бокал с водой для первой жены своего мужа. В ту же ночь язычница скончалась, а ее родня обвинила Евфимию в убийстве. Девушку живой положили рядом с язычницей для совместного захоронения, но христианка, вспомнив о принесенных готом на гробнице клятвах, стала молиться святым мученикам. В процессе девушка лишилась сознания, а в себя пришла в христианском храме, в родном городе, недалеко от дома матери.

Весть о чудесном возвращении Евфимии быстро облетела Эдессу, как и о ее злоключениях. Готу же не повезло, ему вновь пришлось приехать в этот город. Разумеется, воин, сразу, как только оказался в Эдессе, был изобличен в клятвопреступлении и казнен. Так обрела икона «Гурий, Самон и Авив» значение, которое сохраняется за образом и по сей день.

Как молиться перед иконой?

Молиться перед образом нужно искренне - это главное и единственное условие, других нет. Если икона мучеников Гурия, Самона и Авива есть в доме, то обращаться к святым можно в любое время. Если же образа в доме нет, то время молитв ограничивается графиком работы храма, в котором есть образ. Слова же могут быть любыми, не нужно заучивать тексты. Обращение к святым должно идти от чистого сердца.

Пример молитвы:

Мученики святые, Гурий, Самон, Авив! Припадаю к вам и зову вас в свидетели, молю о помощи и милости, о заступничестве за меня, рабу Божию (имя собственное) пред Господом! Не оставьте меня в злополучный час. Сберегите дом мой. Сохраните семью мою от зла и наветов, от дурных помыслов и бесчестия. Удержите от гнева и междоусобной брани, от ярости и насилия. Не дайте потерять уважение и благочестие, наставьте на путь истинный во Христе и сберегите от потери его. Аминь.

На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа.За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу.

Мученики всё переносили с твердостью и молитвой ко Господу, которую записал один из свидетелей их мучений: «Господи Боже мой, без Его же воли ниже птица едина падет в сеть. Ты, Иже Давидово сердце в скорби распространил еси, Иже пророка Даниила крепчайше львов показал еси, отроком же Авраамлим победительми мучителя и пламени быти даровал еси. Ты и ныне, Господи, ведый немощь естества нашего, виждь брань, восставшую на нас. Тщится бо враг отторгнуть от Тебе дело десницы Твоей и лишить (нас) сущей у Тебя Славы. Но Ты, благосердым Твоим оком призрев на нас, соблюди в нас неугасаемый светильник Твоих Заповедей. Твоим же светом исправь стопы наши, и сподоби нас наслаждаться блаженства Твоего, яко благословен еси во веки веков». Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили (+ 299 — 306). Христиане погребли их святые тела.

Через много лет последний император-язычник Ликиний (311 — 324) начал гонение на христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу (+ 322). Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе в помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Впоследствии оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена, и Евфимия стала ее рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву — свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил Евфимию от страданий и чудодейственно перенес ее в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время гота-клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, и, по приказу правителя, гот был казнен.